Родственники медоносной пчелы. В.С. Гребенников. Вечерний Новосибирск, 16.11.1981

Скан/Scan

РОДСТВЕННИКИ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Не все знают, что у нашей одомашненной поставщицы меда, воска, прополиса и хорошей опылительницы растений — медоносной пчелы — множество диких родственников, так называемых одиночных пчел. Их в СССР не менее полутора тысяч видов. Жизнь их не похожа на организацию общественных пчел — медоносную пчелу и шмелей, у которых есть самка-основательница (матка), рабочие (недоразвитые самки) и самцы (трутни).

У одиночных же пчел — только самцы и самки. Первые живут совсем недолго, и вся работа по продлению рода ложится на единственную самку, вынужденную обходиться без помощниц-рабочих. Нужно изготовить (вырыть, вылепить, выгрызть) гнездо. Устроить в нем ячейки строго определенной формы. Герметизировать их и отделать. Снабдить цветочной пыльцой, сдобренной нектаром. Отложить на каждый медвяный хлебец яичко. Устроить плотную крышку для каждой ячейки, а затем — для общего входа, иначе проникнут многочисленные враги и нахлебники из мира насекомых.

Закончив эту труднейшую сложную работу, самка погибает. Зато в глубине ячеек вышедшие из яиц личинки самостоятельно, но в покое и уюте поедают заготовленную матерью пищу, растут, превращаются в куколок, а по весне из гнезд выбираются молодые пчелки, готовые начать все сначала.

Кстати, пчелиным принадлежит исключительная роль в становлении и развитии растительного и животного мира Земли. Их предки, активно заготовлявшие цветочную пыльцу на корм личинкам, способствовали появлению на планете цветковых (покрытосеменных) растений. Это произошло около 100 миллионов лет тому назад. Именно для привлечения насекомых-опылителей (а не для услаждения наших чувств!) Земля оделась цветами с их сложной формой, ярчайшей окраской, душистым ароматом и сладким нектаром — самому растению все это ведь не нужно... А у пчел для сбора нектара и пыльцы возникли и совершенствовались хоботки, всякого рода корзиночки, щипчики, щетки. Эта совместная эволюция и привела к тому многообразию цветковых плодовых растений, которому обязаны существованием млекопитающие, в том числе и мы с вами.

Вот странички жизни лишь некоторых и пока еще уцелевших сибирских представителей племени одиночных пчел. Пчела дазипода в подземных каморках для личинок медвяный круглый хлебец ставит на три тоненьких оттянутых ножки, чтоб он меньше соприкасался с рыхлыми стенками; личинка ест его, лежа на спине и перекатывая уменьшающийся шарик на брюшке. Андрены гнездятся тоже в земле, цветень носят подмышками — там у них длинные густые волоски. Пока самка летает за кормом, норку присыпает холмиком земли, чтобы туда не проникли враги и нахлебники — пчелы-кукушки (есть и такие!), паразитические мухи, жуки, осы-блестянки, — а когда возвращается, зарывается быстренько в холмик, плотно прижав добытую на цветах ношу к бокам брюшка. Пчелы-шерстобиты используют готовые каналы — полые стебли, норки дождевых червей, ячейки же делают из пуха, соскобленного с растений — этакие аккуратные теплые валеночки, расположенные друг за другом. Пчелы-листорезы тоже гнездятся в готовых полостях, ячейки же делают из кусочков листьев — овальных для стенок и круглых для крышечек; в вогнутую крышку ячейки упирается дно следующего зеленого стаканчика.

Коллеты выстилают коридоры и каморки подземных гнезд тончайшей прозрачной пленкой, нерастворимой в воде и очень прочной. Пчелы-плотники выдалбливают в старой древесине объемистые гнезда, действуя попеременно то левой, то правой челюстью, как долотами, переборки же между ячейками ставят из опилок, спаянных слюной — прообраз нашей древесностружечной плиты. Бетон тоже изобрели задолго до нас пчелы-каменщицы, и лепят из него прочные наружные гнезда, не боящиеся никаких дождей. Галикты, гнездящиеся в обрывах, роют глубокое гнездо-шахту с широким стволом и множеством боковых каморок; даже старые, через много лет, куски гнезд с пустыми ячейками излучают подобие тепла (некоторые же люди ощущают, наоборот, холод или какую-то густую среду, а при проведении ладонью над ними ощущаются толчки или подергивания в пальцах). Вероятно, это средство подземной ориентировки строительниц, чтобы многочисленные отдельные гнезда галиктов, любящих селиться рядом друг с другом, устраивались все же на некотором расстоянии, чтобы не врубиться в постройку соседки, и во избежание обвалов всего пчелограда галиктов.

Особый интерес сейчас представляют пчелы, опыляющие люцерну: цветок ее, закрытый на сложный биологический замок, доступен не всем насекомым: например, медоносная пчела получает сильный удар тычиночной колонкой, после чего, естественно, избегает люцерну. Одиночные же пчелы многих видов проводят эту работу охотно, быстро, со знанием дела. Крохотная, 7—8 миллиметров, подземная пчелка-рофит вскрывает и опыляет до 30 тысяч цветков люцерны за сезон, давая нам чистой прибыли на рубль и более; на квадратном же метре практически незаметной колонии рофитов может гнездиться до трехсот самок.

В. ГРЕБЕННИКОВ.

Энтомолог.