Окно в природу прошлого. В. Ивонин. Советская Сибирь, 26.02.1991 - ogvsg

Перейти к содержимому

Главное меню

Окно в природу прошлого. В. Ивонин. Советская Сибирь, 26.02.1991

Окно в природу прошлого. В. Ивонин. Советская Сибирь, 26.02.1991
  • Скан
  • Текст
Окно в природу прошлого. В. Ивонин. Советская Сибирь, 26.02.1991.

Фоторепортаж


Окно в природу прошлого


Распашка целинных земель в пятидесятые годы - это было наступление на сибирскую природу. В дальнейшем с преобразованием ландшафта и природных ценозов нарушалась сложившаяся временем цепочка взаимодействия живых организмов. Одних становилось меньше, другие исчезали совсем. К сожалению, в наши дни последние островки нетронутых земель уничтожаются окончательно. Возродить облик первозданности омско-казахстанской лесостепи с ее обилием живых организмов: растений, насекомых, млекопитающих - с помощью живописи и графики взялся талантливый художник, энтомолог, организатор первых микрозаказников для насекомых - Виктор Степанович Гребенников.

По его проекту в середине восьмидесятых в фойе первого этажа научно-производственного объединения «Земледелие» было построено помещение под будущую панораму «Целинная степь». Недавно мне удалось побывать в этом необычном сооружении.

Его форма представляет собой замкнутый сферический многогранник со смотровой площадкой в центре. Отсюда видны некоторые уже готовые, выполненные маслом и гуашью, фрагменты живой природы, в которые входят степные и лесостепные цветущие растения, а среди них снующие, ползающие, летающие насекомые: шмели, мухи, жуки, бабочки. Больше всего поражают две живые модели, в полном смысле этого слова - парящий в облаках орел и летающая над соцветиями мышиного горошка стайка бабочек-голубянок. Эти модели из бумаги, картона и тончайших проволочных нитей изготовлены с большой любовью, научной точностью, приводимые в движение маленькими электромоторчиками. Скрытность крепежных конструкций, движущих механизмов создает ощущение естественности и одушевленности.

Работа над панорамой продолжается. Сегодня Гребенников мастерит еще несколько живых моделей: бабочки-махаона, летающих над озером чаек, выбегающего из норки суслика. Картину летнего пейзажа будут дополнять трели жаворонков, запахи цветущих степных трав, жужжание пчел и шмелей.

В своих творческих замыслах Виктор Степанович не одинок. Рядом с ним сын и дочь, оба биологи по образованию. Сергей, глядя в глазок диаскопа со слайда, рисует кустистое растение дягиля, Ольга на противоположной стороне у тропки пишет лекарственную траву спорыш. Вот так и работают все вместе, дружной бригадой не только в будни, но и в выходные дни, по вечерам. Надо торопиться. Полностью подготовить панораму к открытию Гребенниковы наметили через три года.

Отрадно, что такое высокоидейное, экологически направленное, научно-художественное произведение создается в трудное для культуры время. Подлинное искусство должно прийти на смену бесстыдству и порнографии, смотрящих на нас с многочисленных кооперативных, а зачастую и государственных, изданий и с экрана телевизора.

В. ИВОНИН.

Действительный член Всесоюзного энтомологического общества.


На снимках: фрагменты панорамы - изображение бабочки тополевого ленточника; один из дальних планов панорамы; Гребенниковы за работой.

Фото В. Кожедубова.

 

© oaum-ozon (Project 2011-2014)

oaum-ozon@yandex.ru

MATRI-X : альтернативные источники энергии
Adblock Plus
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню