Серия черно-белых фотографии гравитоплана Гребенникова, февраль 1992 г.

Введение

В завершении 1992 года в новосибирском еженедельнике Молодость Сибири был опубликован небольшой отрывок из еще неизданной новой книги Виктора Степановича Гребенникова Мой Мир. Сама книга планировалась к печати в 1993 г., но, из-за финансовых трудностей, эта очередная книга Гребенникова была издана лишь четыре года спустя — в 1997 г.

В этой публикации — Ночной полет на городом,— автор рассказывает эпизод одного неудачного своего полета в марте 1990 г. при помощи им же сконструированного необычного летательного аппарата — названого гравитоплан.

В частности, как подтверждение истинности рассказа, статью дополняют один рисунок и две черно-белые фотографии с изображением этого летательного аппарата.

И если первый фотоснимок убеждает читателя в реальности существования непосредственно самого гравитоплана, как некоего устройства. То второй из этих фотоснимков призван продемонстрировать скептику гравитоплан в действии — на этом фотокадре Гребенников стоя на гравитоплане якобы взлетает при помощи его вверх.

Ночной полет над городом. В.С. Гребенников. Молодость Сибири (Новосибирск), 13-19.12.1992, №51, с.7

Иллюстрация автора, фото Михаила ДОВГАЛЯ.

Эти же черно-белые снимки появляються в тексте публикации Гребенникова Ночной полет на гравитолете. Т.—М., 1993, №4.

И немного позже — в книге Мой мир. Новосибирск, Советская Сибирь, 1997 (далее по тексту — Мой Мир), — Гребенников сообщает читателю, что эти два фотоснимка являются частью некой более обширной серии черно-белых фотографий гравитоплана (далее по тексту — Черно-белые фотографии). Эту серию черно-белых фотоснимков Гребенников подписывает как Мой гравитоплан: сложенный; готовый к работе; в начале взлета ММ, с.223.

Черно-белые фотографии из книги Мой Мир

Мой гравитоплан: сложенный; готовый к работе; в начале взлета ММ, с.223.

Эта серия фотографий якобы взлета Гребенникова при помощи гравитоплана, по замыслу автора, должны убедить читателя не только в реальности существования гравитоплана, но и в его работоспособности — возможности перемещаться при помощи этого аппарата в пространстве.

Но состоялся ли этот взлет на самом деле?

Именно по этой причине воссоздание, согласно имеющихся данных, подробных деталей об этой серии Черно-белых фотографий сложенного; готового к работе; в начале взлета гравитоплана, является столь важным исследованием.

Речь идет о восстановлении информации, касающейся фотомастера, создавшего эти фото; места фотосъемки; даты проведения фотосессии и других сведений.

Фотограф

Как автор Черно-белых снимков в публикациях Ночной полет над городом. Молодость Сибири (Новосибирск), 13-19.12.1992, №51 и Ночной полет на гравитолете. Т.—М., 1993, №4 был указан новосибирский фоторепортер Михаил Довгаль.

Однако в книге Мой Мир среди фотографов мы не находим фамилии Довгаля, хотя эти Черно-белые фотографии в книге присутствуют.

Рисунки, слепки и другие изображения — автора (кроме обозначенных особо); фото А. Зубцова, В. и С. Гребенниковых, А. Баулина, А. Кожедубова, Ю. Лушина; электронные микрофотографии Ю. Бухарова и автора. ММ, с.4

Кроме того — лично сам Михаил Довгаль отрицает свое авторство этих фотографий.

Аудиозапись телефонного разговора с Михаилом Довгалем. Dimitri. 29.04.2008

С другой стороны, первым в списке фотографов, которые делали фотоснимки для Мой Мир, автор книги ставит фотохудожника А. Зубцова, тем самым указывая его статус, как основного фотографа.

Достоверно также известно, что во второй половине 1991 — в начале 1992 гг., по заказу В.С. Гребенникова, профессиональный художник-иллюстратор А.И. Зубцов производил цветную фотосъемку экспонатов Музея агроэкологии и охраны окружающей среды для книги Мой Мир.

Также известно, что в феврале 1992 года этот же фотомастер делал для книги и черно-белые фотографии.

О фотосъемках А.И. Зубцова

VI-XII-91, I-92: Фотосъемка музейных экспонатов на цветную широкую пленку ORWO для книги, с демонтажом, освещением и мн. др., монтажем, порядка 70 слайдов. Фотомайстер — А.И. Зубцов...

II-92 — Продолжение съемок на слайды и ч/б фото для книги — фотомайстер А.И. Зубцов...

VI-XII-91, I-III-92: фотосъемки фрагментов и широких планов панорамы на цветную широкую пленку для книги (снимали А.И. Зубцов, В. Кожедубов).

Исходя из этих фактов, с большой долей уверенности, можно утверждать, что вышеобозначенную черно-белую фотосъемку гравитоплана произвел профессиональный художник-иллюстратор А.И. Зубцов в феврале 1992 года под заказ В.С. Гребенникова для его книги Мой Мир.

Место фотосъемки

Информация от Biolon

В вопросе восстановления места фотосъемки серии Черно-белых снимков (далее по тексту — Место фотосъемки) следует начать с информации от Виктора Николаевича Фефелова (Biolon) — генерального директора Томского Регионального Научного Центра Биолокации и Экологии БИОЛОН.

Biolon. 03.10.2009 16:16

inok

...Чушь.. если вы внимательно смотрели снимки... и помните где находится ИХСХ, и все окресности... то там нет подходящего места...

Уважаемый Inok!

Дополнение к моим ответам на ваши внимательные вопросы. Недавно я побывал в Краснообске (11.09.2009) и сфотографировал (есть и ролик видео) место, где я по просьбе Гребенникова полтора десятка лет назад проводил короткую биолокационную экспертизу. Напомню, на бетонной дорожке я обнаружил биолокационную аномалию (пятно). Виктор Степанович тогда сказал, что именно с этого места он взлетал на своей антигравитационной платформе.

В настоящее время эта аномалия сохранилась примерно в том же самом месте, хотя и став менее интенсивной раза в полтора-два. В прикреплении короткий ролик повторной экспертизы.

По правую руку (на ролике слева) от меня тыльная сторона фасада Дома ученых СО РАСХН, на дальнем плане здание Института химизации сельского хозяйства (старое название), где работал Гребенников.

В принципе, если походить с рамкой по бетонным дорожкам Краснообска, можно найти и то место, которое изображено в книге. Времени пока для этого нет.

http://fefelov.nextmail.ru/M4V00514.MP4

Таким образом, согласно информации от Biolon, предполагаемое Место фотосъемки находится в г. Краснообск (где жил и работал В.С. Гребенников), поблизости Дома ученых СО РАСХН — возле тыльной его стороны (см. рисунок-карту ниже).

Сравнение объектов с предполагаемого Места фотосъемки от Biolon с объектами из Места фотосъемки на Черно-белых фотографиях

Визуально сравнивая фотографии предполагаемого Места фотосъемки от Biolon с Черно-белыми фотографиями можно обнаружить множество идентичных объектов.

Бетонное покрытие

На предполагаемом Месте фотосъемки, которое исследовал Biolon, даже по прошествии нескольких десятков лет просматриваются одинаковые характерные выбоины на бетонной дорожке, аналогичные тем, что на Черно-белых фотоснимках.

Ступеньки к трансформаторной подстанции

На одной из Черно-белых фотографий, , на заднем фоне заметен некий уступ. Легко видеть, что на фотографиях от Biolon, этому месту соответствует ступенька входа в трансформаторную подстанцию, что справа.


Также на Черно-белых фотографиях со стенда Агроэкологическая группа "Биорезерв" заметен другой уступ, который на фотографиях от Biolon, соответствует ступеньке входа в трансформаторную подстанцию, но уже слева.


Отличия все же есть:

— Ступенька на фото от Biolon визуально немного ниже, чем на фото из передачи Шаг за горизонт.

— На фото от Biolon присутствует неширокая дополнительная бетонная дорожка вдоль здания. Эта дорожка отсутствует на Черно-белых фотографиях.

Эти отличия легко объяснимы, если допускать, что в какое-то время на протяжении нескольких десятков лет возле здания Дома ученых делали ремонт дорожек и фасада. В результате чего залили дополнительную дорожку и переделали ступеньки входа.

Заземляющая шина

Кроме этого на одной из Черно-белых фотографий, продемонстрированных в передаче Шаг за горизонт, на стене здания на заднем фоне виден прямоугольный контур тени от проволоки идущей из стены вдоль ее в землю. На фотографии от Biolon в этом месте проходит шина заземления, от которой и возможна такая форма тени. Очевидно — на обеих фотографиях мы видим один и тот же объект — шину заземления.

Исходя из этих сравнений, с большой долей уверенности, можно утверждать, что место, обследованное Biolon, и является тем самым Местом фотосъемки Черно белых фотографий. А именно, согласно информации от Biolon, предполагаемое Место фотосъемки находится в г. Краснообск (где жил и работал В.С. Гребенников), поблизости Дома ученых СО РАСХН — возле тыльной его стороны.

Примечательно, что недалеко от Дома ученых СО РАСХН, и соответственно от предполагаемого Места фотосъемки, находится здание Института химизации сельского хозяйства (старое название), в котором размещается Музей агроэкологии и охраны окружающей среды, где В.С. Гребенников работал заведующим.

Дата фотосъемки

Фотосессия для Мой Мир в феврале 1992 г. Фотохудожник А.И. Зубцов

Как было упомянуто выше — достоверно известно, что во второй половине 1991 — в начале 1992 гг., по заказу В.С. Гребенникова, профессиональный художник-иллюстратор А.И. Зубцов производил цветную фотосъемку экспонатов Музея агроэкологии и охраны окружающей среды для книги Мой Мир. Также известно, что в феврале 1992 года этот же фотомастер делал для книги и черно-белые фотографии.

Из этого следует, что предполагаемая дата съемки Черно-белых фотографий — февраль 1992 г.

Снег за бордюром на Черно-белых фотографиях

Снег за бордюром на Черно-белых фотографиях

На Черно-белых фотоснимках на заднем фоне за бордюром наблюдается покров грязно-белого цвета, который похож на снег. В то же время на предполагаемом Месте фотосъемки, которое исследовал Biolon, за бордюром — грунтовое покрытие, на котором летом растет трава.

Из этого следует, что предполагаемая дата съемки Черно-белых фотографий — конец осени — начало весны. Очевидно, месяц февраль, тоже находится в этом интервале времени.

Одежда на Гребенникове на Черно-белых фотографиях

Одежда на Гребенникове на Черно-белых фотографиях

На Черно-белых фотографиях можно заметить особо интересные для данного исследования детали одежды Гребенникова. В частности мы видим, что Гребенников одет в теплую куртку, брюки. Также заметно, что он обут в кеды, а не металлические калоши, на голове — берет.

Самое примечательное в гардеробе Гребенникова — наличие на нем одновременно теплой одежды: куртка, брюки и холодной одежды: кеды и берет.

Теплая куртка на Гребенникове свидетельствует о том, что на Месте фотосъемки низкая температура воздуха. То есть на улице холодная пора времени: конец осени — начало весны.

Одновременно с этим фактом присутствует и противоположный — кеды на Гребенникове, которые не рекомендованы для дальних путешествий в холодное время года, особенно пожилым людям. В связи с этим следует учесть, что весной 1992 года Виктору Степановичу исполнилось 65 лет.

Такому стилю одежды можно найти логическое объяснение, если учесть следующий факт. Согласно вышесказанному — недалеко от предполагаемого Места фотосъемки, находится Музей агроэкологии и охраны окружающей среды, в котором В.С. Гребенников работал заведующим. Поэтому у Гребенникова была возможность ненадолго покинуть теплое помещение своей работы, и, для кратковременной фотосессии, выйти зимой на улицу в кедах.

Другой вопрос — почему именно в кедах, а не, скажем, в зимних ботинках, или в повседневной рабочей обуви. Ведь не логично было бы полагать, что Гребенников, будучи известным энтомологом, писателем, заведующим Музеем, мог позволить себе проводить музейные экскурсии в спортивной обуви.

Ответ на этот вопрос подсказывает иллюстрация к публикации Ключ от цветка люцерны. У.с., 1991, №1.

Весенне-осенней стиль одежды В.С. Гребенникова для посещения энтомологических заказников

На этом рисунке изображен сам Виктор Степанович, исследующий энтомофауну в одном из своих заказников. Заметно, что он обут в кеды, на голове берет. Указанные предметы одежды схожи с теми, что на Черно-белых фотографиях.

Предполагаемая дата создания этого изображения — вторая половина 1990 г., то есть период завершающих полетов Гребенникова при помощи гравитоплана. Это означает, что фактически мы видим на Гребенникове ту экипировку, в которой он посещал на гравитоплане свои энтомологические заказники.

Именно поэтому, дабы воссоздать максимально точно на Черно-белых фотографиях все детали своих полетов при помощи гравитоплана, Гребенников одевает кеды и берет, в которых мы и видим его на этих фотоснимках.

Таким образом, анализ внешнего стиля одежды Гребенникова на Черно-белых фотографиях — комбинирование теплых и холодных вещей, дает нам несколько интересны выводов.

Во-первых, он указывает нам на то, что предполагаемая дата съемки Черно-белых фотографий — холодная пора года. Очевидно, месяц февраль, тоже находится в этом интервале времени.

Во-вторых, в кедах Гребенников в возрасте 65 лет не рискнул бы перебывать на холоде долгое время. Поэтому, логично предположить, что недалеко от Места фотосъемки, находится некое теплое помещение (из вышесказанного — это Музей агроэкологии и охраны окружающей среды, в котором В.С. Гребенников работал заведующим). И именно поэтому у Гребенникова была возможность ненадолго покинуть это теплое помещение своей работы, и, для кратковременной фотосессии, выйти зимой на улицу в кедах.

В-третьих, кеды Виктор Степанович обувает дабы воссоздать максимально точно на Черно-белых фотографиях все детали своих полетов при помощи гравитоплана.

Тени на Черно-белых фотографиях

Анализируя тени на Черно-белых фотографиях, можно сделать ряд важных выводов.

Как основу для дальнейших рассуждений примем тот факт, что согласно утверждения выше, — предполагаемое Место фотосъемки находится на близлежащей территории возле Тыльной стороны Дома ученых СО РАСХН города Краснообск (далее по тексту — Тыльная сторона Дома ученых).

Место фотосъемки

Непосредственное присутствие самих теней на Черно-белых фотографиях свидетельствует о том, что Место фотосъемки достаточно хорошо освещается Солнцем. Этот факт хорошо согласуется с тем, что предполагаемое Место фотосъемки находится возле южной, Тыльной стены Дома ученых. Именно поэтому, территория возле этой, направленной на юг стороны, в светлое время суток целый год хорошо освещается солнечными лучами.

Следующее, что обращает на себя внимание — достаточно большая длинна теней от объектов на Черно-белых фотографиях. Этот факт указывает нам на то, что в момент проведения данной фотосессии, Солнце находилось низко над горизонтом. То есть, ориентировочное время проведения фотосъемок, — на рассвете или ближе к закату Солнца.

Более точное время фотосессии можно попытаться определить, восстановив азимут (азимут — в геодезии угол между направлением на север и направлением на какой-либо удалённый предмет. Отсчитывается обычно по часовой стрелке) и высоту Солнца над горизонтом, беря за основу параметры теней на Черно-белых фотографиях, такие как направление, угол или длинна.

Определение азимута Солнца над горизонтом по направлению тени на Черно-белых фотографиях

Для восстановления азимута Солнца над горизонтом в момент проведения фотосъемок серии Черно-белых фотографий, следует начать с определения направления теней на этих фотоснимках.

На заднем фоне Черно-белых фотографий можно заметить бордюр вдоль бетонной дорожки. Можно допускать, что он параллелен Тыльной стороне Дома ученых. Откуда следует, что этот бордюр выложен вдоль направления запад-восток.

Принимая во внимание данный факт, легко установить, что тени на Черно-белых фотографиях направленны на северо-восток. Тени в таком направлении создаются только лучами Солнца, которое находится на юго-западе, то есть идет на закат.

С другой стороны известно, что истинный полдень(максимальное возвышение Солнца над горизонтом) в Новосибирске в любой день на протяжении года наступает в 13:25-13:42 по местному времени. То есть, приблизительно, с половины второго Солнце над Новосибирском идет на закат, при этом тени от объектов приобретают направление северо-восток.

Отсюда мы приходим к первому выводу: северо-восточное направление теней от объектов свидетельствует о том, что фотосессия серии Черно-белых фотографий осуществлялась во второй половине дня — после 13:30 по местному времени, когда Солнце шло на закат.

Методом несложных геометрических построений вспомогательных линий на Черно-белых фотографиях, можно оценить величину азимута Солнца на этих фотоснимках, который оказывается равным: 210° ± 5°.

Определение высоты Солнца над горизонтом согласно угла тени на Черно-белых фотографиях

По углу тени на Черно-белых фотографиях можно сделать оценку величины высоты Солнца над горизонтом, которая оказывается равной: 16° ± 3°.

Легко также установить, что азимут 210° и высота 16° Солнца над Новосибирском (55° 02′ с.ш., 82° 55′ в.д.) в феврале наступает 10 числа в 15:41 по местному времени.

Это и является прямым подтверждением того факта, что фотосессия серии Черно-белых фотографий действительно могла быть произведена именно в феврале 1992 г.

Однако, в связи с тем, что точно восстановить азимут и высоту Солнца по тенях проблематично — утверждать, что данная фотосессия была осуществлена конкретно 10 февраля 1992 года в 15.41 по местному времени достоверно нельзя.

Заключение

О серии Черно-белых фотографий

Исходя из всего вышесказанного, с определенной долей уверенности, можно утверждать, что фотосессия серии Черно-белых фотографий была осуществлена фотохудожником И.А. Зубцовым под заказ В.С. Гребенникова специально для книги Мой Мир.

Предполагаемая дата фотосъемок — в один из солнечных дней в феврале 1992 года, в интервал времени 15:00-16:30.

Предполагаемое Место фотосъемки серии Черно-белых фотографий находится в г. Краснообск (где жил и работал В.С. Гребенников), поблизости Дома ученых СО РАСХН — возле тыльной его стороны.