Желанные поселенцы. В.С. Гребенников. Знамя (Исилькульский р-н, Омской обл.), 06.07.1974

Скан/Scan

Мир вокруг нас (заметки эколога)

Желанные поселенцы

Пучки тростниковых трубочек и сухих стеблей, что мы развесили в энтомологическом заказнике для привлечения насекомых-опылителей и энтомофагов, долгое время оставались пустыми.

Очередной осмотр — и снопа у гнездилищ безлюдно. Но — внимание! Отверстие одной из камышинок залеплено землей. Может быть, сюда случайно закатился комочек почвы и застрял в трубочке? Пробую соломинкой: но комочек сидит туго. Значит, он примазан, вставлен кем-то специально — это, так сказать, закрытая дверь... Что же там, за дверью? Но — терпение! Нужно осмотреть остальные гнездилища, пометить вот такие же, заселенные, некоторые осторожно извлечь из пучков и столь же осторожно доставить в лабораторию — но ведь это несколько километров. А потом, когда они отлежатся (чтобы успокоить жильцов), тихонько вскрыть, да так, чтобы не задеть ненароком нежное содержимое трубчатых домиков.

На лабораторном столе, на мягкой вате — партия разнокалиберных камышовых трубок, сухой серый стебель лопуха, отрезки прутьев кустарников с мягкой сердцевиной. У каждого из них с конца — земляная заделка.

Наконец, на столике микроскопа — полая тростинка с каналом чуть потолще стержня авторучки; скальпель осторожно строгает упругую сухую стенку. Остается тонкая пленка; под нею уже просматривается ряд ячеек — не иначе какая-то дикая пчелка основала жилище. Но вот удалена и пленочка — и вместо пчелиных медвяных запасов взору предстает совсем уж необычная начинка этой камышины: набор разноцветных гусеничек.

Цилиндрическая комната с желтыми стенами плотно набита гусеницами; земляная переборка отделяет каморку от соседней, тоже с комплектом гусеничек разных цветов. Они почти неподвижны. Все это значит, что хозяйка жилищ — не пчела, не гусеницы, а маленькая оса из рода так называемых одинеров. Она и натаскала сюда гусениц для пропитания своих личинок, которые вот-вот вылупятся из крохотных яиц — по одному на каждую комнатку — и примутся за сытную трапезу. Неподвижны же осиные жертвы вовсе не потому, что мертвы — они не мертвы, а законсервированы особым образом, живыми! Хитрая оса-охотница — одновременно и тонкий хирург; каждую пойманную гусеницу она парализует введением жала в определенные точки ее нервного ствола: добыча теперь неподвижна, но всегда свежа. Лучших консервов и не придумать!

Оса делает очень полезное дело. Ведь, гусеницы принадлежат к явно вредным -это личинки бабочек-листоверток, те самые, которые скручивают листья молодых деревьев в уродливые сигарки и объедают почки растений. По данным советского исследователя Малышева, одинеры некоторых видов упрятывают в гнездо до 30 гусениц-листоверток, более 20 личинок долгоносиков, листоедов и других лесных и полевых вредителей. Согласитесь — неплохое подспорье пернатым и иным защитникам растений! Лишь бы таких маленьких помощников лесовода и земледельца было в природе побольше.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

научный сотрудник СибНИИхима.

На рисунке автора: гусеницы листоверток, упрятанные осою в трубочку искусственного гнездилища энтомологического заказника совхоза Лесной (увеличено).

Редактор Н. И. РАДУЛ.