Волшебная зеркалопара. В.С. Гребенников. Уральский следопыт, 1979, №12, с.47
НА ВСЕ РУКИ
ВОЛШЕБНАЯ ЗЕРКАЛОПАРА
Понаблюдайте за своими домочадцами через обычное ручное зеркало повнимательней. Не правда ли, что лица их во многом не такие, как вы привыкли видеть? Это и понятно: абсолютно симметричных лиц и голов не бывает. А свое собственное изображение, что мы видим в зеркале, тоже в некотором роде неправильное — оно ведь зеркально-обратное, нередко значительно отличающееся от документальных фотографий, изображающих ваше лицо.
Художники всех эпох, хоть и знают об этом, но скрепя сердце вынуждены изображать себя на автопортретах перевернутыми. Разве что переложат на портрете кисть или, скажем, гитару в другую руку...
Казалось бы, это неодолимая задача: изобрести такое зеркало, которое бы давало прямое, а не зеркально-обратное изображение человека. Почти случайно мне удалось решить эту задачу. Думаю, что мое зеркало прямого вида сгодится не только художникам-автопортретистам. Сделать его проще простого.
Сначала смоделируем его на обычном трельяже, используя центральное его зеркало и одно из боковых. Повернем боковое зеркало трельяжа под прямым углом к центральному и глянем туда, где зеркала сходятся. Там увидим свои отражения. Легким поворотом подправим боковое зеркало, чтобы левая половина вашего отражения (отражения двойного, через два зеркала, значит — прямого) поточнее подогналась к правой половине, тоже отраженной дважды.
Вот, собственно, и все, разве что несколько мешает щель, где расположены шарниры трельяжа. Смотрите на себя сколько угодно: вот такой вы и есть на самом деле, в жизни, а не в зеркале... Попробуйте коснуться правого глаза — так ваш двойник будет трогать не левый, как ему полагается в добропорядочном старом зеркале, а... правый глаз. Причем, взгляд вашего отразившегося я
будет направлен не куда-то в сторону, а прямо вам в глаза, что немаловажно при работе над автопортретом.
Какое-то время вы будете испытывать неудобство от непривычного поведения вашего двойника, вроде бы даже нарушится координация движений перед зеркалом. Ну, хотя бы, глядя в двульяж, попробуйте быстро взять правой рукой свое левое ухо — с первого раза ничего не выйдет. Но когда вы попривыкнете к истинному зеркалу, берите кисти, краски, холст — и пишите свой доподлинный (а не зеркальный, как раньше) автопортрет.
Сомневающихся же в волшебных
свойствах нового зеркала разубедите так: пусть рассмотрят в него любой текст, и он будет прямым, доступным чтению.
Желающим иметь постоянное зеркало прямого вида следует прочно и без щели соединить два зеркала под прямым углом, выверив этот угол поточнее, тоже экспериментально, по своему отражению, и тогда уж скрепив зеркала, скажем, на деревянной раме.
Для отражения головы человека достаточно двух зеркал шириной по 12—15 сантиметров. Для получения полной человеческой фигуры, в рост, нужны два зеркала высотой с метр и шириной по 20—25 сантиметров. Очень хороши будут вынутые из крепления боковые зеркала трельяжа. На фабрике у таких зеркал с кромки снята фаска, соединить их нужно вплотную, фаска к фаске, и щель тогда практически не будет заметной.
Зеркало прямого вида неожиданно для меня самого продемонстрировало еще одно, совершенно неожиданное свойство. Ходите по комнате, бегайте — ваше изображение никогда не выйдет из зеркала. Стало быть, художник может, расхаживая по комнате, делать из любой ее точки наброски своей фигуры в движении. А для всех остальных это отличная возможность корректировать свою походку, следить за своей фигурой и статью во время ходьбы и бега — уж это-то свойство волшебной зеркалопары
оценит любой...
Виктор
ГРЕБЕННИКОВ
Рисунок автора