Разбойников Александр Валентинович, художник (50 лет со дня рождения, 5.04.1961). А.В. Разбойников. Календарь знаменательных и памятных дат по Челябинской области на 2011 год, Челябинск, 2010, с.97-105

Разбойников Александр Валентинович

Художник

50 лет со дня рождения

5 апреля 1961


А. Разбойников на выставке своих работ в галерее <q>Зимний сад</q> (БД <q>Спиридонов</q>)

А. Разбойников на выставке своих работ в галерее Зимний сад (БД Спиридонов).


Сколько помню себя — все рисую. Сохранился даже альбомчик с рисунками, сделанными в трехлетнем возрасте. До школы меня привлекали цветные рисунки в детских журналах Веселые картинки и Мурзилка. Поначалу кое-что пытался оттуда срисовать, но создавать свое было куда интересней. Мама всегда замечала и одобряла мое увлечение: в доме не переводились цветные карандаши, а позднее краски.

Мне не столько нравилось общаться со сверстниками, сколько рисовать. На уроках изобразительного искусства без труда получал пятерки. Уже к шестому классу довольно серьезно увлекся миром природы, животными, насекомыми и, особенно, бабочками, такими красивыми и фантастичными. Я учился в первом классе, когда родители купили садовый участок. С тех пор там проводил каждое лето и наблюдал за природой, часто бывал в деревне у бабушки. К 14 годам у меня уже имелась первая маленькая коллекция бабочек.

В течение десятка (даже более) лет мама выписывала мне журналы, сначала Юный натуралист, а позднее Юный художник и Художник. Этого было недостаточно, поэтому я стал ходить в детскую библиотеку, где самостоятельно штудировал книги из разделов Биология и Искусство.

Здесь на меня произвели большое впечатление Жизнь животных А. Брэма, одноименный семитомник издательства Просвещение, в котором помещены прекрасные и запоминающиеся иллюстрации Николая Николаевича Кондакова 1. Будучи уже взрослым, я стал с ним переписываться и даже познакомился лично. Он — первый мой заочный учитель. Запомнились книги и других авторов: Э. Ле Мульта Моя охота за бабочками, Ж.-А. Фабра Жизнь насекомых, П. И. Мариковского Юному энтомологу, Н. Н. Плавильщикова Занимательная энтомология, С. Т. Аксакова Бабочки; из более поздних — В. С. Гребенникова и Ю. С. Аракчеева.

Однако библиотечной литературы по определению видов насекомых оказалось немного, и я начал переписку с редакцией Юного натуралиста. Мне интересно было узнать, как называется неизвестный жук или бабочка. И я рисовал их как можно точнее, рисунки вкладывал в конверт и отправлял с просьбой определить. И мне отвечали. Сохранились некоторые из тех писем.

14 лет начал свой первый околонаучный труд: это 70 самодельных рукотворных открыток с изображениями наших уральских бабочек, нарисованных с расправленными крыльями и увеличенных до одного размера. Причем, если нужно было показать красивую нижнюю сторону крыльев, то на открытке рисовал половину бабочки, а вторую половину вырезал по контуру вместе с туловищем и приклеивал ее, заранее раскрасив с обеих сторон.

Именно акварель дает возможность прорисовать и прописать все тонкости строения и цвета бабочки. Когда я общался лично с художниками-энтомологами — Н. Н. Кондаковым в Москве, В. С. Гребенниковым в Новосибирске, — то живьем видел их потрясающие рисунки, но это было позже.

С 7-го класса началась параллельная учеба в художественной школе, где я овладевал техникой рисунка и акварели. К этому времени начал вести и самостоятельные дневники наблюдений за насекомыми, в основном, бабочками; ежегодно в течение многих лет составлял таблицы их лета с весны и до осени. Эти данные впоследствии использовались в публикациях екатеринбургских энтомологов, посвященных булавоусым чешуекрылым Урала.

После 10-го класса поступил в художественное училище и за четыре года учебы не только освоил художественные предметы, но и попытался создать научный труд — рукописную книгу, манускрипт Бабочки Челябинской области. Уж так захотелось мне собрать все разрозненные крупицы сведений о бабочках нашего края: выписывал сведения из справочников, журналов, брал за основу иллюстраций фотографии, часто черно-белые, некачественные, перерисовывал бабочек из своей коллекции, рисовал гусениц и куколок, найденных в природе; сам выводил из них бабочек, выкармливал подходящими растениями.

В 1986 г. я окончил художественное училище. Тогда же состоялась моя первая выставка в Челябинском краеведческом музее. Это событие вдохновило, т. к. отзывы оказались благожелательными. Бабочка стала для меня определенным символом. У древних греков он обозначался словом психея ? душа и бабочка одновременно. Они верили в переселение душ и считали, что после смерти человека его душа переселяется в бабочку. Видимо, и великий Карл Линней, создавая свой труд Система природы, не случайно назвал впервые описанных им бабочек именами богов и героев Древней Греции: Аполлон, Артемида, Дриада, Цирцея, Икар и др. Эта идея послужила для меня толчком к разработке новой темы Бабочки в мифах. Появилась целая серия: Сфинкс и Эдип, Морфей, Урания — Сатурния, Селена и др.


Иллюстрация на конкурс <q>Бабочка-душа</q>

Иллюстрация на конкурс Бабочка-душа.


Побуждения к иллюстрированию бывают различны. Когда я основательно изучил жизнь бабочек, то решил написать детскую книжку-сказку Любознательная Зорька. В 1985 г. показал ее энтомологам-профессионалам в Свердловске и Новосибирске. В Свердловске в Институте экологии растений и животных УрО АН СССР ее посмотрел В. Н. Ольшванг и написал для издательства обращение-рецензию. В ней он отметил, что дети знают по книжкам только немногих зверюшек и птиц, а из бабочек, кроме капустницы, не знают ни одной, хотя насекомые — самый богатый и разнообразный класс животных. В том же году меня приняли во Всесоюзное общество Уральского отделения Академии наук.

Тогда же я показал свои работы на Всесоюзном семинаре энтомологов в Новосибирске в Биологическом институте СО АН СССР, которым руководил Ю. П. Коршунов. Он первым опубликовал мои научные рисунки в своем энтомологическом сборнике трудов.

Я долго переписывался с ним, послав ему более сотни рисунков яиц, гусениц, куколок и бабочек для научных публикаций. Знакомством с Коршуновым я обязан Виктору Степановичу Гребенникову — замечательному художнику-энтомологу, проживавшему рядом с Новосибирским академгородком. Туда я ездил еще в 1983 г., будучи студентом художественного училища. Эта история изложена в журнале Наука и жизнь (1990, № 7). Тогда, прочитав мою статью, Гребенников откликнулся, и завязалась переписка. Он предложил устроить мою выставку в академгородке, а незадолго до кончины написал, что у него вышла прекрасно изданная книга Мой мир, в которой он опубликовал две моих работы как продолжателя его творческих дел — последователя. Это было для меня особенно ценно. Сейчас существует сайт В. С. Гребенникова в Интернете, где выложена и наша с ним переписка (http://www.grebennikov.cc/razb1.html). Он стал моим вторым заочным учителем.

Интересно, что В. С. Гребенников родился в один день с писателем В. В. Набоковым — 23 апреля, с разницей в 28 лет. Набоков немного рисовал, в основном бабочек. Они были часто фантазийны, но на основе реальных видов, и все посвящены жене Вере. Как, впрочем, и его романы. Меня в творчестве писателя привлекли его энтомологические воспоминания, очень точные и сочные, близкие к моим ощущениям, особенно в романе Дар. А когда я прочел сборник его стихов, то открыл для себя еще одну грань творчества Набокова.


Журнал <q>Наука и жизнь</q> с первой большой публикацией автора

Журнал Наука и жизнь с первой большой публикацией автора.


Под этим впечатлением я стал иллюстрировать его энтомо-поэзию, хотя большинству людей она непонятна, попытался раскрыть через иллюстрации суть его строк. Например, автор не указывает научное название бабочки, но характер и ее особенности подмечает настолько точно, что у меня не остается сомнений, что бабочка-сумеречник — это бражник, а другая — синенькая бабочка — голубянка... С 1997 г. я пишу стихи, посвятив первые из них Аркаиму. Эта тема навеяна мне природой, не тронутой цивилизацией, редкой бабочкой — солярным Аполлоном. Когда благодаря археологам и личноГ. Б. Здановичу мне удалось познакомиться с нашей древней историей, я искренне проникся величием цивилизации ариев. После того, как мой триптих Аркаим опубликовали в журнале Вокруг света, я сделал еще серию работ по Стране городов. Мне хотелось их опубликовать. С этим предложением обращался к главному редактору Южно-Уральского книжного издательства В. В. Большакову и в другие издательства, но в результате начал сам публиковать и распространять малыми тиражами свои альбомы. Просто почувствовал, что это будет востребовано.

В мире столько интересного, хочется объять все. Пока коснулся Греции, Египта, Атлантиды (на примере Крито-Микенской, Эгейской цивилизаций), Рима, Вавилона, Шри-Ланки, японской поэзии (хайку), некоторых европейских традиций (ТАРО и гороскопов). Как ни странно, везде находится место для бабочек. Взять хотя бы гороскоп, например, знак Льва, соотносимый с Солнцем, в древнегреческой мифологии — Гелиосом. Если провести ассоциативную связь с бабочками, то при всем их многообразии обнаружим одну по имени Гелиос.

Творческих идей, которые можно воплотить в книгах, уже сейчас более 15. Вот лишь некоторые из них:

Большая сказка про бабочек Терра-лепидоптера (lepidoptera (лат.) — бабочка).

Бабочки, животный и растительный мир Аркаима.

Иллюстрации к стихам поэтов, в которых упоминаются бабочки: Е. Баратынского, А. Белого, К. Бальмонта, И. Бунина, И. Бродского, Б. Ахмадулиной, Н. Гумилева, В. Майкова, В. Набокова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, А. Тарковского, А. Фета и др.

Иллюстрации к трехстишиям-хайку (японской поэзии).

Бабочка как символ души в различных традициях и культурах.

Удивительная Индонезия.

Стрекозкина сказка.

Алфавит в бабочках... и т. д.


Обложка книжки-сказки про бабочек. <q>Любознательная Зорька</q> в стихах. Автор текста и рисунков — А. Разбойников

Обложка книжки-сказки про бабочек. Любознательная Зорька в стихах. Автор текста и рисунков — А. Разбойников.


Обложка альбома <q>Аркаим</q> с использованием графики А. Разбойникова (изд. <q>Крокус</q>)

Обложка альбома Аркаим с использованием графики А. Разбойникова (изд. Крокус).


Иллюстрация А. Разбойникова к хокку <q>Журавль улетел...</q> (смешанная техника)

Иллюстрация А. Разбойникова к хокку Журавль улетел... (смешанная техника).


Книга <q>Земля Уральская</q>, иллюстрирована А. Разбойниковым

Книга Земля Уральская, иллюстрирована А. Разбойниковым.


<q>Булавоусые чешуекрылые Северной Азии</q> новосибирского ученого-энтомолога Ю. П. Коршунова с иллюстрациями А. Разбойникова

Булавоусые чешуекрылые Северной Азии новосибирского ученого-энтомолога Ю. П. Коршунова с иллюстрациями А. Разбойникова.


Авторский альбом <q>Аркаим</q>

Авторский альбом Аркаим.


Разработка авторского алфавита со стихами <q>Бабочки</q>

Разработка авторского алфавита со стихами Бабочки.


Разработка авторского алфавита со стихами <q>Бабочки</q>
Разработка авторского алфавита со стихами <q>Бабочки</q>
Разработка авторского алфавита со стихами <q>Бабочки</q>

Конечно, жаль, что удалось опубликовать пока лишь одну свою книжку, хотя проиллюстрировал уже свыше 70 книг других авторов. Среди них писатели и поэты, археологи, педагоги, врачи, биологи, кулинары, астрологи, административные работники, ветераны войны и труда. И каждый раз перед очередной заказной книжкой думаешь, вчитываешься в текст, чтобы представить себе образы заданной темы, советуешься с автором, предлагаешь свои попутные идеи. Есть авторы, которые сходу доверяют тебе как художнику, а есть и такие, кому нужны специфические детали и подробности. Тогда делаю предварительные эскизы. Особенно тщательно и достоверно нужно изображать древности, найденные археологами. Зная мою доскональность в рисунке, доктор исторических наук С. Г. Боталов пригласил меня рисовать золотые артефакты саков и сарматов. Я держал в руках эти древние золотые украшения, созданные нашими предками (страшно подумать!) задолго до рождения Христа, точно измерял их и переносил на бумагу тушью и пером: для будущих научных трудов, а значит, и для будущих поколений.


Авторская разработка золотого колье <q>Журавли</q> для фирмы <q>Фианит</q>, Челябинск

Авторская разработка золотого колье Журавли для фирмы Фианит, Челябинск.


Конечно, чаще всего приходится делать рисунки черно-белыми, т. к. в этом случае издание обходится дешевле. Но обложки в большинстве случаев все же цветные — ведь это его лицо. Часто иллюстрирование бывает сложным, малооплачиваемым, но всегда увлекательным. Это касается полноцветных больших книг, таких, например, как детская энциклопедия Земля уральская (Челябинск, 2004). Работая над подобными изданиями, приходится изучать множество исходных материалов: книг, журналов, фотографий с различным видеорядом по архитектуре и геологии, о древних цивилизациях, людях разных веков, различных традициях и вещах, промышленности и золотодобыче, животном мире. Это и карты расселения народов, природных ископаемых и т. д.

Приходится думать, как скомпоновать все, что собрал, доступным языком рассказать обо всем, что существует или существовало. Попадается много первоисточников с низким качеством изображения: черно-белые нечеткие рисунки, портреты, географические карты, строения. Тогда я их практически восстанавливаю, причем, в цвете — произвожу своего рода реставрацию и реанимацию. Жаль, что Земля уральская напечатана полиграфически слабо. Работа художника выглядит гораздо более блеклой, чем оригинал. То же произошло и с Красной книгой Курганской области (Курган, 2002), где мои четкие и яркие рисунки животных потеряли в качестве при печати. Зато альбом Заповедники России (Челябинск, 2003) получился удачным.

Иногда происходят интересные события. Однажды мне в руки попала книга Владимира Мегре Анастасия. В ней описывалась жизнь отшельницы-сибирячки в гармонии с природой. Затем вышло еще 8 книг этого автора, задуманных как серия. Я их все прочел и кое-что проиллюстрировал, не думая, что эти работы где-то опубликуют. Друзья посоветовали поместить их в Интернете на международный сайт (www.anastasia.ru), о котором я не знал. Оказалось, что эта серия популярна за рубежом. И хотя на сайте были работы разных художников, выбор издателей разных стран пал на мои картины. Мне звонили из США, Голландии, Литвы, Южной Кореи и Израиля, что было удивительно и приятно. Сегодня вся серия В. Мегре вышла на английском языке в США с моими обложками, а также семь первых томов — в Голландии с теми же иллюстрациями. Издана первая книжка и в южно-корейском варианте, сейчас ее готовят к выпуску в Израиле на иврите, и все это с моими обложками.


Графический лист <q>Стремление к свету</q> (<q>Черный квадрат</q>)

Графический лист Стремление к свету (Черный квадрат).


Конечно, я пытался работать максимально близко к текстам, придавая жизненность образам и много вложил своего. Дело в том, что у В. Мегре очень мало названо растений и животных. А поскольку жизнь природы в тайге разнообразна, то я изобразил животных и растения именно тех мест Западной Сибири, которые описаны в книгах. Для этого использовал определители с ареалами распространения млекопитающих, птиц и бабочек. Может, успех этих иллюстраций и заключается в том, что мысли автора дополняются идеями художника. Просто автор не отметил их в тексте, а в рисунках они ярко выражены.

Книжной графике жить еще долго. В этом я убедился на сентябрьской 2008 г. книжной выставке-ярмарке в Москве во Всероссийском выставочном центре, где была представлена продукция множества издательств из разных регионов страны.

Челябинские издательства работают хорошо, особенно в области краеведения. Взять хотя бы энциклопедии Челябинск и Челябинская область; только что вышел альбом Храмы Челябинской области. Хотелось бы, чтобы издатели обратили более пристальное внимание на нас, местных иллюстраторов.


Обложка книги А. Разбойникова <q>Набоков и бабочки</q>

Обложка книги А. Разбойникова Набоков и бабочки.


В 2009 г. я самостоятельно готовился к 110-й годовщине В. В. Набокова, почти случайно вычислив эту дату. Как-то в магазине купил сборник его стихов и с удивлением открыл для себя Набокова-поэта. Я знал, что он был профессиональном энтомологом, а в этом сборнике оказалось много мотивов, посвященных бабочкам. Я, как энтомолог и художник, не мог не откликнуться, и сделал целую серию иллюстраций. Эти рисунки воплотились в авторской книжке Набоков и бабочки. Тиражом всего в 25 экземпляров она была выпущена в издательстве Татьяны Лурье в Челябинске. Я нашел координаты дома-музея Набокова в Санкт-Петербурге и созвонился с директором. Он пригласил меня 23 апреля на Набоковские чтения, поскольку я предложил привезти авторские книжки и выставку с бабочками. За свой счет и приехал, мне дали 40 минут для выступления. Оказывается, эту сторону творчества Набокова еще никто не иллюстрировал, и книжки раскупили мгновенно. Жаль, что в Челябинске мне не удалось найти поддержки ни в Фонде культуры, ни в Союзе писателей для проведения такой выставки.

Однажды мою картину-триптих Атлантида–Эгеида заметил в Интернете директор РОИПА (Российского общества по изучению проблем Атлантиды) А. А. Воронин из Москвы. Я видел его по Центральному телевидению в научных передачах о древних цивилизациях. Ему моя работа очень понравилась, и он лично пригласил меня поучаствовать в первой в мире выставке, посвященной Атлантиде. Через месяц после Санкт-Петербургской выставки я отправился в Москву, из Челябинска был один. Выставку открывал академик и знаменитый бард А. М. Городницкий (помните — Атланты держат небо на каменных руках...). Я подарил ему постер своего триптиха Атлантида. Он пожал мне руку: Спасибо большое, я повешу ее у себя в кабинете. Такой же постер я подарил А. А. Воронину. Он, в свою очередь, представил меня вице-президенту общества О. О. Столярову, а тот познакомил с космонавтом Г. М. Гречко, которому я подарил несколько постеров со своим Аркаимом. Оказалось, он тоже наслышан об Аркаиме. Выставка работала весь июль 2009 г. В ноябре я вступил в РОИПА.

Я давно сотрудничал с археологами и лично с Г. Б. Здановичем. От них узнал, что в центре Челябинска при раскопках были обнаружены следы культуры древних ариев, тех самых, что строили страну городов и Аркаим. И у меня возникла идея памятника, посвященного эпохе бронзового века, первой цивилизации на Южном Урале, одной из древнейших мировых культур. Сделал проект-эскиз: на рисунке — арий-стрелок в боевой колеснице с парой скачущих лошадей на гребне кургана с изображением Аркаима и орнаментами тех времен. Эту работу опубликовали в сентябре ко Дню города в газете Вечерний Челябинск. Если бы кто-нибудь поддержал идею этого проекта, это повысило бы статус и престиж Челябинска и области, на территории которых расцвела древняя культура металлургов и строителей.

В декабре 2009 г. мне предложили приехать в Москву для встречи с сотрудниками издательства. В Москве директор ассоциации Русские рекорды Владимир Аркадьевич Головизнин вручил мне Сертификат рекордсмена России по двум номинациям:

1. Создание единственной в России рукописной книги Бабочки Челябинской области.

2. Создание единственной в России картины Пантеон Бабочек, на которой 167 видов бабочек.

Помимо этого рекордом может оказаться и мое стихотворение Углокрыльница С-белое, в котором 425 слов на букву С. Пока его опубликовали в сборнике стихов Рубиновый талисман в Челябинске.

В марте 2010 г. я стал номинантом премии Золотая лира по культуре и искусству в г. Челябинске. Пишу научную статью Бабочка — символ души в Древнем мире для Зигелевских чтений в Москве: готовлю доклад от общества атлантологов.


А. В. Разбойников

  1. РАЗБОЙНИКОВ, А. Тень стрекозы / А. Разбойников // Рабоче-крестьян. кор. — 1990. — № 2. — С. 84. Художник — о своем увлечении бабочками;
  2. РАЗБОЙНИКОВ, А. Я рисую бабочек / А. Разбойников // Наука и жизнь. — 1990. — № 7. — С. 106–107;
  3. РАЗБОЙНИКОВ, А. Странствия Александра Разбойникова / А. Разбойников // Остров : лит. альм. — Челябинск, 1993. — № 2 : По лабиринтам интеллекта. — С. 64–65 : ил.;
  4. РАЗБОЙНИКОВ, А. Страна исчезнувших городов / А. Разбойников // Вокруг света. — 1997. — № 1. — С. 56–58 : ил.;
  5. ПИКУЛЕВА, Н. В. Разбойников Александр Валентинович / Н. В. Пикулева // Челябинская область : энциклопедия : в 7 т. / редкол. : К. Н. Бочкарев (гл. ред.) [и др.]. — Челябинск, 2008. — Т. 5. — С. 510;
  6. ТАНАСИЙЧУК, В. Н. А. Разбойников / В. Н. Танасийчук // Наука и жизнь. — 1990. — № 7. — С. 107–109;
  7. КОРМАШОВ, А. Радуга над лугом / А. Кормашов // Миша. — 1991. — № 6. — С. 8–9. О творчестве художника;
  8. АЛЕКСАНДР Валентинович Разбойников : челяб. художник // Околица. — Челябинск, 1992. — Февр. (№ 1);
  9. ГЛАЗА на крыльях бабочек // Воскресенье. — 1992. — № 1. — С. 30–32. — Подпись: Г. К;
  10. ЧИЛИКИН, В. Ненапрасный дар / В. Чиликин // Моск. журн. — 1993. — № 7. — С. 32 : ил. О творчестве А. Разбойникова;
  11. ;МИРОНОВА, С. А вы видели Прозерпину : [очерк о челяб. худож. А. Разбойникове] / С. Миронова // Челяб. рабочий. — 1994. — 29 апр. — (Акция ; № 16)
  12. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, Н. [Творчество А. Разбойникова] / Нина Рождественская // Челябинск. — 1997. — № 9. — С. 43;
  13. БАЛЛА, О. [А. Разбойников] / О. Балла // Знание — сила. — 2009. — № 9. — С. 129;
  14. ПОЛЕТЫ бабочек во сне и наяву : [о худож.] // Челяб. рабочий. — 1995. — 2 марта;
  15. РАДЧЕНКО, Е. Разбойников и его неоконченная книга о бабочках / Е. Радченко // Челяб. рабочий. — 1992. — 17 дек.;
  16. КРАСАВИЦЫ Урала // Гражданин : нац. журн. — 1999. — № 3. — С. 83 : ил. О рукописной книге Бабочки Челябинской области;
  17. СТРЕПЕТОВА, А. Александр Разбойников — повелитель бабочек / Анна Стрепетова // Челябинск СИТИ. — 2008. — № 5. — С. [80] : ил.;
  18. НАДТОЧИЙ, С. Земляки наши арии / Светлана Надточий // Дорогой : журн. для семьи. — Челябинск, 1997. — № 5. — С. 28–30. О триптихе Аркаим — Страна городов;
  19. КУМЕЙКО, И. Легенды Аркаима : так называется персон. выст. извест. челяб. худож. А. Разбойникова / И. Кумейко // Комсом. правда. — 2001. — 20 марта. — С. IV. — ( Челябинск. Комсом. правда);
  20. СТРОГАНОВА, Т. Ожившие легенды Аркаима / Т. Строганова // Вечер. Челябинск. — 2001. — 21 марта. Персональная выставка художника Легенды Аркаима в Галерее искусств в Челябинске;
  21. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, В. Книжки для тех, кто еще не читает / В. Рож-дественский // Деловой Урал. — Челябинск, 1999. — 23 апр. Иллюстрирование А. Разбойниковым книг челябинской детской писательницы Н. В. Пикулевой;
  22. БОРЧЕНКО, А. Серьезное ребячество / А. Борченко // Вечер. Челябинск. — 1986. — 31 мая. О времени работы А. Разбойникова на Челябинской фабрике художественных изделий.