Удивитильный мир Гребенникова. Л. Образцова. Дорогами краеведения, 2003

Удивитильный мир Гребенникова

Виктор Степанович Гребенников

Теперь и я присоединяю свой голос к тем, кого покорила работа мастера из Сибири: самобытный талант, редкое трудолюбие, новизна (почти открытие!) мира, в который он приглашает вас заглянуть. Вполне соглашаешься с писателем Пермяком: Второго такого мастера нет.


Так писал о художнике-анималисте, энтомологе и агроэкологе Викторе Степановиче Гребенникове известный журналист и писатель Василий Песков.


В первой половине 70-х годов В. С. Гребенников работал во Всероссийском научно-исследовательском институте защиты растений, что под Рамоныо, где организовал музей института, микрозаповедник...



Он родился в 1927 году на юге России в Симферополе, в семье Степана Ивановича Гребенникова, посвятившего свою жизнь изобретению устройства для добычи золота — и Ольги Викторовны Гребенниковой.


До четырнадцати лет Виктор учился в Симферополе, где природа щедро раскрывала свои красоты и тайны. Но с началом войны пришлось уехать в Сибирь, в Исилькуль. Суровая природа тех мест, непривычно ровные степи, темные бревенчатые избы, низенькие саманные землянки навевали на меня тоску невероятную, — писал позже Виктор Степанович, — но потом как-то незаметно подкралась любовь к этим краям с их березовыми веселыми колками, с их многоцветьем лугов и опушек, величавыми степными закатами, синими далекими озерами и трудолюбивыми людьми.


Во время войны Виктор учился в старших классах. В те годы он начал неплохо рисовать, преимущественно насекомых. Он изображал маленьких натурщиков стрекочущими, порхающими над щедро цветущими травами.


Перед окончанием Исилькульской средней школы Гребенников неожиданно для себя увлекся астрономией. Соорудив модельный телескоп, он часами наблюдал за звездами и рисовал. Несколько его рисунков с изображением участков Луны потом экспонировались в Московском планетарии.


В 1944 году родители вместе с Виктором переехали в Среднюю Азию, затем на Южный Урал. Жили впроголодь, зарабатывая чем придется: ремонтировали чайники, утюги. Голодуха так прижала, что неожиданно в голову Виктора пришла шальная идея — рисовать хлебные талончики.


Очень скоро его разоблачили и в двадцать-то лет осудили на двадцать лет лагерей, отправив работать в Челябинскую область, в шахту. Виктор был сильно истощен. Однако судьба над ним сжалилась. Он начал рисовать маленькие портреты осужденных, которые те переправляли на волю родным. Начальство это заметило. Его перевели в культурно-воспитательную часть в помощники профессиональному художнику-блокаднику А. Г. Александрову, осужденному по знаменитой 58-й статье — враг народа. Вместе они стали выполнять заказы начальства — писать масляными красками картины и ковры.


В 1953 году после смерти Сталина последовала амнистия. Многие были освобождены, в их числе и Гребенников.


Будучи в лагере, он познакомился с вольнонаемной Тамарой Пименовой, которая вскоре стала его женой. Вместе они уехали в Горький. В 1954 году у них родился сын Сергей.


В следующем году Гребенников с женой и сыном вернулся в Исилькуль. Виктора Семеновича приняли на работу в клуб железнодорожников. Он с вдохновением взялся за работу: начал рисовать огромные щиты с кинорекламой, декорации к спектаклям, железнодорожные пейзажи, писал портреты передовиков для Досок почета, друзей, соседей и многое другое, но никогда не забывал о своих любимых насекомых.


Вскоре Гребенников взялся за организацию детской изостудии при Доме пионеров. На это его уговорили учителя рисования исилькульских школ. Он долго сопротивлялся — не было диплома, но в конце концов согласился. С детьми он работал то в изостудии, то на пленэре.


Студия росла и крепла. Постоянно устраивались выставки. В 1962 году ее признали как государственное учебное заведение. Она получила статус Детской художественной школы, — первой в Западной Сибири. Вроде бы все шло хорошо, но бездипломье сильно вредило Гребенникову, как директору, и он вынужден был уволиться и перейти ближе к общению с насекомыми.


Гребенниковы переезжают на Тернопольщину, и Виктор Степанович устраивается на работу на сельскохозяйственную опытную станцию. Работает со шмелями-опылителями клеве­ра. Он организует первый в СССР микрозаповедник с целью охраны полезных насекомых. Издает в Новосибирском книжном издательстве популярную книгу о насекомых Миллион загадок. Его публикуют областная и районные газеты Омской области, журналы Пчеловодство, Знание — сила, Наука и жизнь, Биология в школе, Защита растений.


Однако на подорванное в лагерях здоровье сильно влияет сырой климат. Гребенниковы переезжают в Черноземный край, в недавно организованный ВНИИ защиты растений. И здесь неугомонный Виктор Степанович не сидит без дела. Для организованного музея он изготавливает экспонаты, рисует и фантазирует.


Виктор Степанович Гребенников

В 1973 году исполняется 150 лет со дня рождения извест­ного французского энтомолога Жанна-Анри Фабра. А ведь Гребенников был так близок его натуре. Жан-Анри еще мальцом бегал за насекомыми по полям, лугам и склонам Альп, наблюдая за ними. В молодом возрасте, работая учителем в школе, он однажды увидел на книжной полке книгу Естественная история членистых животных. Цена ее составляла месячный заработок Анри, но он, не долго думая, купил ее. Когда учительская карьера не состоялась, он приобрел на пустыре старый каменный дом на заброшенном полудиком клочке земли, в царстве непуганых насекомых. Свой пустырь он назвал Моя лаборатория. В любое время года, во все часы суток Фабр вел опыты, позволяющие раскрывать тайны маленьких загадочных существ — насекомых. Вскоре выходят другие книги — Основы науки, Рассказы дяди Поля о животных, Энтомологические воспоминания и другие.

В. С. Гребенников

!980 год


К 100-летию Фабра в деревне Сен-Леон около небольшого родительского дома был воздвигнут памятник исследова­телю.


Василий Песков сравнивает Гребенникова с Фабром: Мир насекомых он знает и любит с такой же страстью и преданностью, какими прославился Фабр, всю жизнь просидевший в бурьянах с лупой. Можно представить, как он часами сидит, склонившись над микроскопом и переносит на белый лист скрытую от обычного взгляда тайну. Можно представить, как он наблюдает за жизнью травяных джунглей и сколько хлопот ему, рисовальщику, доставляет неуловимость шестиногих натурщиков.


К юбилею Фабра Гребенников изготовил стенд. Фотоальбом с репродукциями был отправлен во Францию, в Сен-Леон. Вскоре Виктор Степанович получил письмо от председателя Национального комитета советских биологов, президента Всесоюзного энтомологического общества, профессора М. С. Гилярова, который писал, что материалы В. С. Гребенникова заняли достойное место в залах выставки. Фотоальбом его репродукций, как сообщила госпожа Гавальда, хранительница музея Фабра в Сен-Леоне, пользуется огромным успехом. Она благодарила за бесценный дар советских ученых и выражала искренние поздравления натуралисту В. С. Гребенникову.


Во ВНИИЗРе он также организует микрозаповедник дикой флоры и фауны. Участок был огорожен, и там начались научно-исследовательские работы,


В 1974 году семья снова переезжает в Сибирь. Гребенников устраивается в СибНИИ земледелия в Краснообске, недалеко от Новосибирска, и остается там до конца своих дней.


Его назначают руководителем экологической группы Биорезерв. Одновременно он организует музей с метровыми портретами насекомых и стереоживописью на пачке прозрачных стекол и другое.


В. С. Гребенников блистал на многих направлениях — энтомологии, экологии и охраны природы, изобразительного искусства, включающего портреты, пейзажи, декоративное искусство, скульптуры, микропортреты насекомых, оригинальные биослепки и стереоблоки, иллюстрации к собственным книгам и книгам других авторов, бионики, сотрудничает с Омским и Новосибирским телевидением.


В 1984 году в Краснообск приезжает В. М. Песков с киногруппой, где снимает фильм для телепередачи В мире животных. Виктор Степанович продолжает сотрудничать с газетами Омская правда, Вечерний Омск, Советская Сибирь, Вечерний Новосибирск, Молодость Сибири, Сельская жизнь и другими. Всего у него 150 публикаций, в том числе восемь книг. С именем Гребенникова в Краснообске связаны: музеи агроэкологии и охраны окружающей среды, сферорама Реликтовая степь. В Омской области — памятник природы площадью 284 га, экоцентр с выставочными залами, в районном музее зал В гостях у Гребенникова, диорама Природа уходящая.


Во второй половине 70-х годов в Москве состоялся конгресс по защите растений, на котором была представлена выставка Гребенникова. Выставки также проводились в Омской, Новосибирской, Кемеровской областях, Ленинграде, Симферополе. Гребенникову присваивают звание Заслуженный эколог России.


Вспоминает сын Виктора Степановича Сергей Викторович Гребенников: В 1980 году в Краснообске мы с отцом организовали I Всесоюзную конференцию по обмену опытом привлечения и разведения диких насекомых-опылителей — одиночных пчел и шмелей. Отец довольно часто бывал на ВДНХ на совещаниях по охране природы, пчеловодству, разведению насекомых.


Больших результатов добились по разведению и использованию пчел-листорезов. В начале 70-х годов отец вел переписку с канадским ученым Гордоном Гоббсом, который разводил пчел-листорезов для опыления люцерны в промышленных размерах, занимался исследованиями в этом направлении, работал также со шмелями-опылителями.


В конце 70-х годов Виктор Степанович обратился с просьбой в Министерство сельского хозяйства послать группу советских специалистов с целью закупить партию коконов и оборудование. Просьбу приняли и вскоре удовлетворили.


Большие пчелофермы для пчел-листорезов были построены в Поволжье и Краснодаре, потом появились в других местах. Закупив партию коконов, Гребенников начал экспериментировать, и у него получилась оригинальная методика, давшая высокие результаты. В данное время на месте большой пчелофермы в Омской области находится колбасный цех, в Краснодаре — пекарня. Перестройка помешала и этому делу, безусловно, полезному, — огорчается Сергей Викторович.


В 1991 году Гребенниковы провели Всероссийский семинар по разведению и использованию диких насекомых-опылителей.


В том же году В. С. Гребенников организует школу раннего экологического воспитания, в которой вместе с другими детьми занимается внук Виктора Степановича Андрей – сын дочери Ольги. У него неплохо получается. Теперь Андрей — автор многочисленных произведений, представленных на выставках в нескольких музеях и экоцентрах. Его полевые днев­ники, насчитывающие тысячу страниц, цитируют местные издания. Виктор Степанович посвящает ему книгу Письма внуку.


Итогом значительного периода уникальной жизни В. С. Гребенникова явилась книга Мой мир, изданная Сибирским отделением издательства Детская литература. Книга содер­жит свыше четырехсот авторских цветных и черно-белых иллюстраций.


10 апреля 2001 года после тяжелой болезни Виктора Сте­пановича Гребенникова не стало.

Л. Образцова

Дорогами краеведения