Дирижер энтомологического оркестра. Е. Бацылев. Детская литература, 1975, №9, с.74-78

Е. БАЦЫЛЕВ,

энтомолог

Дирижер энтомологического оркестра


О художнике-анималисте В. Гребенникове


Несколько месяцев была открыта в Москве в Зоологическом музее МГУ удивительная выставка энтомолога Виктора Степановича Гребенникова. Называлась она Графика, живопись,скульптура, новая изобрази-тельная техника.

Мы увидели эскизы, рисунки, выполненные пером и кистью, цветные обложки книг, журналов, муляжи, декоративные пластинки, стереоблоки, чеканку с изображением самых разных насекомых — жуков, бабочек, стрекоз, ос, муравьев, увеличенных иногда, как выразился В. Песков, до размеров козленка.

Книга отзывов выставки была полна восторгов и благодарности. Убежден, что второго такого мастера нет не только в нашей стране, но, может быть, и в мире, написал писатель Евгений Пермяк.

А один из крупнейших наших журналистов В. Песков так отозвался о В. С. Гребенникове в Комсомольской правде: Счастливое сочетание многих способностей видим мы в этом умельце. Мир насекомых он знает и любит с такой же страстью и преданностью, каким и прославился Фабр... Это искусство. Возможно, даже какое-то новое слово в искусстве.

Нужно сказать, что это не первая выставка В. Гребенникова. Они были в Омске и Исилькуле, где он живет, а также на двух съездах энтомологов, и ученые благодарили Гребенникова за вклад в науку и пропаганду, научных знаний.

Такую выставку, к слову сказать, следовало бы организовать и в Союзе художников СССР и при издательстве, например, Детская литература.

Как же произошло редкое сочетание в одном человеке художника и энтомолога? Вот как говорит об этом сам Виктор Гребенников:Энтомологией — наукой о насекомых — я увлекся еще с детства, в Крыму. А вот когда именно — сказать трудно. Может быть тогда, когда прочитал замечательную книгу Фабра о насекомых. Или когда изумился при виде множества ночных жуков к бабочек, налетевших в комнату на свет лампы. А может быть — в тот день, когда отец сводил меня к своему приятелю, Сергею Ивановичу Забнину, известному крымскому краеведу и натуралисту, — самого его я почти не помню,зато могу до мельчайших подробностей восстановить в памяти его рабочую комнату, где в клетках и садках ползали насекомые...

С раннего детства Виктор Степанович начал коллекционировать насекомых. Он смастерил микроскоп, просиживал за ним часами. Много рисовал с натуры и тщательно скрывал от окружающих оба своих увлечения. В дальнейшем они стали его профессией.

Переехав из Крыма в Омскую область, Виктор Степанович организовал там детскую художественную школу, стал ее директором и одновременно продолжал свою энтомологическую деятельность. Его работами заинтересовались другие ученые-энтомологи, и научные популяризаторы П. И. Мариковский и И. А. Халифман предложили ему проиллюстрировать их книги. В издательстве Детская литература вышли книги:Карл Фриш Десять маленьких непрошенных гостей; И. Халифман И еще десятью десять (1970) и Трубачи играют сбор (1971); П. Мариковский Друзья-насекомые (1974) с рисунками В. Гребенникова.

Кроме того, хорошо известны и другие книги с рисунками Гребенникова, вышедшие не в столичных издательствах: П. Мариковский Маленькие труженики леса (Красноярское книжноеиздво, 1969); Мой веселый трубач (Алма-Ата, Кайнар, 1971).


Слоник Ларинус. Акварель, гуашь (из цикла Обитатели энтомологических, заповедников).


Муравьи. Рисунок с обложки журнала Защита растений.


Монады. Фантастическая композиция. Стекло, гуашь.


К этим пяти чужим книгам надо прибавить еще одну, написанную и проиллюстрированную самим Гребенниковым — Миллион загадок (Новосибирск, Западно-Сибирское книж. изд-во, 1967).

Книга эта создавалась в результате многолетних длительных наблюдений насекомых в природе и в домашней энтомологической лаборатории, которая одновременно является и творческой мастерской художника. Тщательные наблюдения ученого раскрывают загадки жизни насекомых, а меткий глаз художника обнаруживает тончайшие особенности их поведения. Поэтому книга, написанная увлекательно и просто, — это новое открытие мира маленьких живых существ.

В упомянутых шести книгах В. Гребенников не повторяется, хотя в иллюстрациях сразу приятно улавливается его стиль, его весьма характерные, только ему присущие детали рисунков. Своими рисунками он как бы доверительно делится с читателями раскрытыми им маленькими тайнами поведения героев книг — насекомых и пауков. Что меня,как энтомолога, уже пять десятков лет занимающегося изучением насекомых, привлекает в рисунках Виктора Степановича? Не только их морфологическая точность, хотя они скрупулезно верны во всех деталях. Мне кажется очень ценным то, что он никогда не очеловечивает своих героев, оставляя им их собственное существование, но какое же насыщенное, эмоциональное! Очень интересны цветные рисунки Гребенникова, представляющие большим планом только часть тела позирующего насекомого, например, в полете. А эта часть тела настолько выразительна и характерна, что невольно воображение дорисовывает как бы недостающие части летуна, — и портрет готов.


Земляной шмель. Журнальная иллюстрация.


П. Мариковский. Маленькие труженики леса.


Рогачик Синодендрон. Акварель, гуашь.


Он любит рисовать своих персонажей в движении. На рисунках они летают, ползают, скачут, рьяно машут крыльями.

Энтомологи-практики и натуралисты, обычно, к сожалению, не имеют достаточно времени, чтобы тщательно рассмотреть обнаруженное в природе то или иное насекомое. Лишь специалисты-систематики, сравнивая одни и те же виды насекомых на большом количестве коллекционного материала, делают точное описание вида. В. Гребенников своими рисунками дает не только внешнюю, но и биологическую и экологическую характеристики и особенности поведения насекомого. Бинокулярный микроскоп, с которым работает художник-анималист, не уводит его в фантастический мир, а наоборот, приближает к действительности.

Это один из тех немногих художников-энтомологов, которые сами достигают вершин знаний и совершенствовав изобразительной технике: кистью, пером, резцом... Как подлинный натуралист, он с детства черпал знания не только в книгах, а, главным образом, в трепетных, терпеливых, многократных наблюдениях над природой. Глядя на некоторые рисунки насекомых, явственно слышишь их гудение и жужжание. Вот присматриваюсь,прислушиваюсь к летящему мохнатому, такому уютному красавцу-шмелю и, кажется, улавливаю, как онгудит. Очень метко подметил еще композитор Н. А. Римский-Корсаков: Шмели гудят на до или до-диез,- пчелы — на си, жуки — на ре, мошки — на фа. Портреты в фас и профиль всех участников такого энтомологического оркестра представлены на страницах иллюстрированных Гребенниковым книг. Чтобы наблюдать шмелей в любое время и иметь возможность зарисовывать их в естественных позах, он создал у себя, в комнате многоквартирного дома, искусственные гнезда шмелей разных видов!

Часто художник-анималист в своих, особенно многоцветных рисунках, сделаети з мухи слона, увеличивая того или иного очень маленького в натуре жука до неимоверно больших размеров. Восхищаясь всей прелестью такого красочного портрета, невольно и забываешь, что этот крошка-жук неправдоподобно велик — так увлекает рассматривание подробностей строения насекомого.

Велика многолетняя большая общественная деятельность В. Гребенникова, в которой главное — охрана природы.


П. Мариковский. Друзья насекомые.


На охоте за насекомыми Виктора Степановича всегда сопровождают любознательные дети или студенты. Ему, бесспорно, всегда есть, чем поделиться. Это подтверждает публикация сорока его научных работ, не считая большого количества популярных статей, рассказов, сценариев и заметок. Ему первому принадлежит воплощенная идея организации в Советском Союзе двух заповедников насекомых. Об этом мечтали очень многие энтомологи мира. Он добился — при энергичной поддержке Всесоюзного энтомологического общества — организации в 1971 году в Омской области специального заказника сельскохозяйственной полезной энтомологической фауны (площадью в один гектар). На территории заказника категорически запрещены: покосы, проезд, а также сбор ягод и грибов. По идее В. Гребенникова был организован микрозаповедник дикой флоры и фауны в Рамонском районе Воронежской области, где запрещен прогон и выпас скота, вытаптывающего гнезда шмелей и муравьев, сенокошение, которое уничтожает дикорастущие нектароносные растения.

Мне хочется пожелать Вик тору Степановичу Гребенникову дальнейших больших творческих успехов, а издательствам воспользоваться таким редким и незаурядным талантом.