Чудесный кокон златоглазки. В.С. Гребенников. Советская Сибирь (Новосибирск), 11.09.1990, с.3

Скан/Scan

ЧУДЕСНЫЙ КОКОН ЗЛАТОГЛАЗКИ


Кто-то подсчитал, что если дать беспрепятственно размножаться потомству одной-единственной тли, то за год тлиное поголовье составит число с четырнадцатью нулями — многометровый слой тлей покрыл бы весь земной шар... К счастью, такого не происходит благодаря многочисленным природным регуляторам, в первую очередь насекомым-энтомофагам. Тлями питаются божьи коровки и их личинки; многочисленные наездники — крохотные, иногда почти неразличимые глазом- откладывают прямо в тело тлей свои совсем уж микроскопические яички; на тлей охотятся мелкие осы псенулы и пемфредоны, заготовляя их в виде корма своему потомству в пустых соломинках; личинки цветочных мух-журчалок, похожие на разноцветных пиявочек, ползают по листьям и стеблям, пораженным тлями, которых поедают во множестве.

Профессиональными охотницами на тлей являются также личинки златоглазок. Сами златоглазки похожи на маленьких нежных стрекозок с зелеными прозрачными крылышками — их, наверное, видели многие. А вот словесный портрет личинки: веретенообразное тельце, шесть ног; спереди — два острых, слегка изогнутых внутрь кинжала. Ими хищница пронзает жертву. Кинжалы не простые: внутри каждого — трубчатый канал, через который тлиный сок перекачивается в желудок охотницы — иногда быстро-быстро, минут за пять... Зубатики эти ходят по веткам, берут тлей на рога, поднимают вверх и с видимым удовольствием высасывают.

Затем пополневшая личинка ткет шелковый кокон, превращается в нем в куколку. Через некоторое время взрослая златоглазка прорезает изнутри круглый люк своего батискафа и выходит на свет божий.

Массовое разведение златоглазок для уничтожения тлей в теплицах и на огородах уже давно освоено отечественной биологической промышленностью, и в свое время мне посчастливилось вплотную приобщиться к златоглазководству. До сих пор удивляюсь: почему это полезное, экономически выгодное и в общем нетрудное дело игнорируется не только нашим облагропромом и его хозяйствами, но и сибирскими научными учреждениями, особенно сейчас, когда так остро встал вопрос об экологически чистых продуктах. А что если за производство златоглазок взялся бы сейчас один из современных частных коллективов? Его продукция нашла бы немедленный спрос среди владельцев садово-огородных участков и тепличных хозяйств.

...На днях мне наконец удалось пронаблюдать таинство плетения кокона личинкой златоглазки. Я был уверен, что шелковые железы находятся у нее там, где и у других насекомых, делающих коконы (у бабочек-шелкопрядов, шмелей, пчел, ос) — у рта.

Каково же было мое удивление, когда я увидел, что у в общем-то кургузой личинки задний конец туловища вытянулся и превратился в длинный многоколенчатый ловкий хоботок, совершавший сложные, какие-то осмысленные движения: тщательная проверка-промерка пространства, прикосновение — и приклеена, потянулась клейкая шелковая нить; снова поиски, измерения, новая шелковинка... Ноги, усики, жвалы совершенно неподвижны, как бы безжизненны, отключены, лишь мелькает-действует хвостик — странный инструмент, похожий скорее на щупальце-манипулятор инопланетного фантастического существа.

...Через сутки был готов круглый непрозрачный кокон белейшего шелка, внутри которого свершатся по меньшей мере еще два таинства — превращение личинки в куколку и куколки — во взрослое насекомое. Нам, людям, этого не понять, не осмыслить. В лучшем случае мы можем лишь наблюдать да удивляться.

Но обижаться на насекомых, наверное, не стоит: они древнее нас, млекопитающих, на двести миллионов лет...


В. ГРЕБЕННИКОВ.

Естествоиспытатель.

п. Краснообск.