Еще одна загадка. В.С. Гребенников. Омская правда, 01.04.1984

Скан/Scan

Поиски, гипотезы


ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА


Это было давным-давно, на крутом обрыве у соленого озера Каменное, что и сейчас синеет в Камышловской долине севернее Исилькуля. Здесь обитала большая колония одиночных пчел нескольких видов — хлопотливых толстеньких антофор, стройных, неторопливых галиктов, мохнатых андрен, и обрыв был испещрен норками-дырочками, как сыр. А я, вооружившись ножом, слой за слоем вскрывал пчелоград и дивился: почему это в его глубине, в сложном переплетении ходов к ячеек его разношерстного населения ни одно гнездо не подходит близко к другому? Как пчелы, роя новые гнезда, чувствуют близость соседнего хода, чтобы вовремя свернуть в сторону и в целом сохранить Пчелоград от обвалов? И еще одна из миллиона загадок: почему корни трав, растущих сверху, никогда не пронизывают гнезда, а оканчиваются над ними или повернуты в сторону? Что за механизмы регулируют целостность подземного пчелограда?

Сейчас можно сказать, что тайна частично раскрыта. Подчеркиваю, частично, так как природа явления остается пока неясной. А явление таково: весной 1983 года рука, случайно проведенная над обломками старых гнезд подземных пчел-галиктов в лаборатории, вдруг почувствовала тепло и какие-то подергивания в пальцах, хотя градусник, молчал... Эффект не исчезал при закрытии ячеек картоном и даже толстым металлом. Еще более сильные эффекты проявились у гнездовий люцерновых пчел-листорезов — пучков трубок, сплошь заполненных ячейками этих насекомых. На различных, иногда строго определенных расстояниях от них люди (а было испытано около двухсот человек, ничего не знавших об опытах) ощущали то термические иллюзии (холод, жар), то гальванически-кислый или иной привкус во рту, то мурашки, то притяжение или отталкивание руки, то погружение её в густую среду, то тики мышц или колотья в суставах, то даже звук зуммера. Когда гнездовье убиралось и воздух сдувался, они еще некоторое время без труда находили точку пространства, где оно находилось, по уже знакомым ощущениям.

Старое осиное гнездо, помещенное над головой, у одних возбуждает ощущение тепла, у других — легкое головокружение, иногда яркие цветные узоры в глазах — фосфены.

Возникло предположение: таковы резонансно-индукционные реакции организма на близость слоистых, ячеистых, сетчатых структур, образующих полости разного рода; насекомым чувствовать их жизненно необходимо как для дальней гнездовой ориентировки и строительства густонаселенных насекомоградов, так и для того, чтобы обнаружить глубоко под корой или землей ход или норку насекомого другого вида — пища для потомства. У насекомых это чувство развилось в совершенстве; предкам же человека в ходе эволюции оно не понадобилось — отсюда такой богатый спектр наших ощущений и иллюзий у гнезд и устройств подобного рода.

Предположение подтвердилось, когда были изготовлены искусственные решетчато-слоистые структуры других параметров из стекла, пластика, металла. Иные из них также как бы источают тепло, холод; под другими закладывает уши, ощущается изменение веса конечностей или тела в целом (потяжеление, полет, падение, невесомость), изменение настроения, впечатление введенного в организм сильнодействующего возбуждающего, или, наоборот, успокоительного лекарства, шум в шейных позвонках при повороте головы, резкое опадание отекших почему-либо слизистых оболочек носа с последствием от нескольких минут — до нескольких дней; у иных — необыкновенно яркие подвижные фосфены в глазах, иногда же — головокружение и тошноту.

Более объективными оказались микроорганизмы: в зоне действия ячеисто-слоистых структур, искусственных и природных, заметно угнеталась жизнедеятельность дрожжей, некоторых почвенных бактерий и грибков. Корешки прорастающих зерен отставали в росте от контрольных примерно на 18 процентов, что подтверждено многочисленными сериями опытов. Биологический смысл этого явления, конечно же, ясен — никогда не бывает, чтобы корни трав проткнули жилища пчел: не дойдя до ячейки, корень перестает расти или поворачивает вбок.

Интересными свойствами обладает обычный пенопласт — материал с ячейками более мелких размером. Все знают, что взятый в пальцы кусок его ощутимо их греет, даже на расстоянии ладонь ощущает тепло. Но закройте пенопласт чем-нибудь. Ладонь воспримет тепло, как ни странно, почти с прежнего расстояния. Выдержим пенопласт в морозильнике, снова приблизим к нему ладонь... Снова тепло, и снова не перекрываемое!

Отличные резонансно-индукционные свойства проявились у рисовального угля — дециметровых отрезков обожженных веток. Легонько взятая пальцами за конец, легкая черная палочка, пронизанная множеством трубчатых каналов и клеток, у многих как бы тормозится, тяжелеет, легчает, греет и т.д., если долго двигать противоположным ее концом около полых предметов — над вазами, пчелиными и осиными гнездам, между двумя лежащими на столе электролампами, и, что особенно примечательно, у цветков, даже небольших. Стало быть, в целях привлечения своих опылителей-насекомых — цветок растения, кроме запаха, нектара, окраски имеет еще одни мощный маяк, до сих пор остававшийся нам неведомым.

Обнаруженный эффект очень заинтересовал физиков, медиков, физиологов, ведутся поиски приборной регистрации и измерения эффекта. Уже сейчас установлено: спиртовый раствор камфары, селитры и нашатыря, запаянной в ампулу, кристаллизуется вблизи ячеисто-слоистых структур совсем иначе, чем вдали от них. А это значит: пресловутое мистическое биополе здесь совсем не при чем...

Мы очень надеемся также на помощь народного ополчения науки — колхозников, рабочих, студентов — среди них немало наблюдательных и пытливых. Один из любителей природы, к примеру, рассказал, что зимою в лесу отогревал руки под нижними мелкотрубчатыми поверхностями грибов-трутовиков. Другой, испытав во время одного из наших, экспериментов определенное эмоционально-физиологическое состояние, сказал: точно так же он себя чувствовал, проходя когда-то лесом мимо участка, сильно поврежденного ураганом — стволы и ветки бурелома переплелись здесь густо и беспорядочно. О своих наблюдениях и опытах просим сообщить автору этих строк по адресу: 633128, Краснообск Новосибирской области, НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства.

Эффект обладает еще многими удивительными свойствами. В короткой статье их не опишешь. Но нельзя не упомянуть о явной связи его с гравитацией (притяжением Земли) и положением Солнца на небе.

В сельском же хозяйстве находка уже сейчас приносит пользу: лучшие опылители люцерны пчелы-листорезы в гнездовьях с наиболее мощной активной зоной (ощутимой издали ртом, ладонью) работали гораздо быстрее и запечатали гнезда (а стало быть опылили люцерну) намного раньше; потомство их крупное, здоровое, свободное от болезней и почти не заражено паразитами; численность его почти в 6 раз превышает исходное количество родителей — это наиболее высокий коэффициент их размножаемости в стране. Именно с помощью этой находки мы надеемся получить в Сибири не одно, как следует по инструкциям, а два поколения люцерновых пчел-листорезов в сезон, организовав специальный питомник первичного размножения этих полезнейших насекомых, коконы которых ежегодно приходится импортировать из-за рубежа, что и накладно, и ненадежно.

Сибирская находка — нагляднейший пример того, как важно, сохранить для потомков, хотя бы часть патентов природы — в заказниках, резерватах, микрозаповедниках. Уместно напомнить, что первый в стране заказник для насекомых организован 12 лет назад именно в Омской области (совхоз Лесной). Именно там была начата в Сибири работа с дикими насекомыми-опылителями растений, давшая за эти годы столько новых и интереснейших результатов.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

энтомолог.