Еще один подарок природы. В.С. Гребенников. Знамя (Исилькульский р-н, Омской обл.), 12.05.1990
Еще один подарок природы
Недавно прошедшие в Новосибирске Всесоюзный бесплатные курсы для агрономов-семеноводов, заинтересованных в повышении семенной продуктивности трав с помощью пчел-листорезов, показали, что земледельцы страны по достоинству оценили работу своих маленьких помощников.
Занятия на курсах вели крупнейшие специалисты по люцерне — семеноводы, селекционеры, агрономы, энтомологи, и прибывшие к нам со всей страны труженики полей разъехались с полными блокнотами записей, узнав много нового и полезного. Да и те, кто, уже применяет листорезов, проявили большой интерес к нашей биотехнологии, которая много дешевле и проще канадской. Ценность же листорезов как опылителей уже ни у кого не вызывает сомнений; достаточно сказать, что один кокон, полученный после применения листорезов на опылении люцерны, означает завязывание 10-15 граммов семян. Иначе говоря, килограмм новых коконов — это центнер-полтора семян дополнительно.
Участники курсов с интересом осмотрели образцы оборудования, нашу зимовальную камеру, где сейчас хранится 1.5 млн. коконов листорезов; кстати, это немного: к примеру, колхоз имени Ленина Краснодарского края, работающий с 12-ю миллионами листорезов, еще более расширяет это выгоднейшее дело, сдает коконы в аренду, заключает договоры на опыление.
На курсах были подробно обсуждены успехи и трудности этого производства; специалисты узнали много нового из биологии листорезов, о их поведении, мерах по борьбе с их врагами и болезнями. С большим интересом осмотрели музей агроэкологии и охраны окружающей среды, в котором большая часть экспонатов — исилькульские.
Многие хозяйства обращались и обращаются сейчас с просьбой-вопросом: где приобрести коконы листорезов? Причем готовы платить за них уже чуть ли не по 10 коп. (прошлогодняя красная
цена — 7 коп. за штуку). К сожалению, все лишние коконы, полученные на люцерновых пчелофермах страны, уже распределены, а импорт их из Канады давно прекращен.
Но мы надеемся, что высокая их размножаемость по нашей технологи — двух-шестикратная в сезон — будет способствовать ослаблению дефицита.
До сих пор удивляет позиция дирекции совхоза Украинский
, хорошо понявшей ценность насекомоопыления (устроили и утвердили заказник для местных опылителей люцерны!), но категорически возразившей против возврата новодоновских листорезов на их родину, в то время как они дали совхозу, по уточненным данным, после семяочистки, тридцать четыре центнера дополнительных,— то есть практически дармовых — семян люцерны!
Ну да нет худа без добра, и на днях благодарная за отношение к ней природа сделала нам еще один удивительный подарок. Обычно у листорезов доля самок — а только они производят опыление, постройку, снабжение гнезд — четверть, от силы треть всего поголовья, остальные — самцы. Они, конечно, нужны, но не в таком количестве, и с этим приходится мириться и энтомологам, и биотехнологам. В частности, у тех листорезов, которые в прошлом году работали в Новодоновке (а родом они были из Шушенского) доля самок составляла 22 проц.
И вот сейчас контрольный выплод в термостате показал: самок теперь в новодоновской партии — 53 процента! Это — результат того, что все эти годы мы придерживались твердой установки: угождать не инструкциям, не специалистам, а насекомым. И не зря, выходит, мы жарились на солнце, тряслись на грузовиках-летучках
, уламывали хозяйственников поставить на люцерне, доннике, гречихе листорезьи общежития
...
Стало быть, новодоновские коконы — а сейчас их у нас 0,3 млн. — на сегодняшний день самые качественные и продуктивные (по количеству самок и этолого-генетическим свойствам) не только в стране, но и в мире.
Вот почему мы используем их в этом году для размножения и опыления опять в Исилькульском районе — на этот раз в колхозе имени Ленина и в совхозе Лесной
, на полях которых скоро появятся разноцветные пчелиные общежития с гудящими возле них роями маленьких тружениц.
В. Гребенников,
научный руководитель программы Мегахила
кооператива Агротест
при НПО земледелие
СО ВАCХНИЛ.