Хочу дополнить посты по технологии сеточек. Для тех, кто хочет попробовать. С 93 года я тоже пользуюсь лазерной лавсаноутюговой технологией, но до этого всю жизнь использовал фотолитографию. Вначале на базе поливинилового спирта, а потом с помощью промышленного фоторезиста. Хочу написать основные моменты, на которые нужно обратить внимание для получания хорошего качества.
Во первых хочу сказать, что нельзя изготовить сеточку Киры методом травления. О таком опыте я уже писал чуть выше. Вероятно его технология наиболее продвинутая для данного случая. Я вот собираюсь изготовить "золотинки", но с помощью фоторезиста Positiv для электронной промышленности. С зубами никогда не пробовал, и не знаю свойств композита.
Во первых фоторезист не рассеивает свет. Это прозрачная жидкость, а после высыхания - прозрачная пленка. Светло желтого(слегка коричневатого) оттенка. Прозрачная как стекло.
Поэтому точность линии будет определяться только дифракцией на границе раздела белого и черного. А на это влияет расстояние от пленки с рисунком (при контактной печати) до нижнего слоя композита, степень параллельности лучей света и степень точечности (если можно так выразиться) источника света.
При нанесении пленки раньше пробовал класть на проигрыватель, как советут для радиолюбителей, но не понравилась возня, и в дальнейшем просто ставил на ребро, и лишний композит стекал вниз. Конечно на краю получался подтек, но для плат это было несущественно. Кстати о подтеке. Толщина его доходила до 0.2 мм, а может и больше. И когда пленка трафарета частично закрывала это место, после обработки получалось место, как бритвой срезанное. Это я к тому, что луч света не рассеивается в слое. Свет частично поглощается слоем, и тогда это влияет на экспозицию. Кстати, отверженный фотокомпозит, которым я пользовался, прекрасно растворялся в грушевой эссенции( жидкость для снятия лака для ногтей).
Кира пишет, < плотность такого узора по 100 ячеек на 1кв.мм>. То есть размер ячейки примерно 80-100 мкм, при толщине линии раздела 10-15 мкм. Это вполне возможно для кухонного варианта.
Чтобы ячейки имели вертикальные стенки или с небольшой конусностью, надо освещать трафарет параллельными (или слабо расходящимися) лучами света. При проекционной печати этого добиться легче, но возникает сложность с наводкой на резкость. Тем более, что в УФ диапазоне мы не видим линий.С этим сязан и еще один момент. Чем дальше свет в УФ, тем сильнее направление лучей света отличается от видимого диапазона. В этом случае надо брать лампу среднего и высокого давления. Чем выше давление, тем меньше коротковолногого излучения и больше видимого света. Бактерицидная лампа, от которой пахнет озоном еле светится. Почти весь ее спектр в области дальнего УФ и обычный объектив не дает резкую картину. Здесь нужнет уже кварц.
По этой же причине лучше брать не трубку от ДРЛ, а точечную лампу типа ДРШ, ватт на 100-150. Я пользовался как-то лампой ДРШ-100 от шлейфного осфиллографа К-115. У точечной лампы, естественно, будет выше резкость изображения.
В качестве пленки лучше брать МИКРАТ-900, или МИКРАТ-2000. Микрат-900 дает 1000 линий на мм. Это 1000 черных и 1000 прозрачных полосок. То есть 2000 границ раздела. Что приемлемо для данного случая. Хотя чувствительность его всего 0.06 ед.гост.
Вот блин(извените за такое слово), но такие страсти по поводу фосфенов. Просто не мог удержаться. Фосфены - это зрительные образы, возникающие в зрительном центре мозга при раздражении этого центра. Где-то в конце 80х нашли способ воздействовать на зрительный центр микрогенератором через кожу головы, с помощью токопроводящего геля. Одна японская фирма даже начала выпускать очки. Стекла черные, в дужках микрогенератор и батарейки. Контакт через дужку очков. Модуляция от плеера. При медленных мелодиях, как говорят пользователи, фосфены просто завораживающие. По TV, в то время как раз были репортажи про эти очки. Почему их перестали выпускать - неизвестно.
Так что фосфены - это просто реакция мозга на раздражение.