Окно в природу прошлого. В. Ивонин. Советская Сибирь (Новосибирск), 26.02.1991, №040 (21394), с.3

Окно в природу прошлого

Распашка целинных земель в пятидесятые годы — это было наступление на сибирскую природу. В дальнейшем с преобразованием ландшафта и природных ценозов нарушалась сложившаяся временем цепочка взаимодействия живых организмов. Одних становилось меньше, другие исчезали совсем. К сожалению, в наши дни последние островки нетронутых земель уничтожаются окончательно. Возродить облик первозданности омско-казахстанской лесостепи с ее обилием живых организмов: растений, насекомых, млекопитающих — с помощью живописи и графики взялся талантливый художник, энтомолог, организатор первых микрозаказников для насекомых — Виктор Степанович Гребенников.


По его проекту в середине восьмидесятых в фойе первого этажа научно-производственного объединения Земледелие было построено помещение под будущую панораму Целинная степь. Недавно мне удалось побывать в этом необычном сооружении.

Его форма представляет собой замкнутый сферический многогранник со смотровой площадкой в центре. Отсюда видны некоторые уже готовые, выполненные маслом и гуашью, фрагменты живой природы, в которые входят степные и лесостепные цветущие растения, а среди них снующие, ползающие, летающие насекомые: шмели, мухи, жуки, бабочки. Больше всего поражают две живые модели, в полном смысле этого слова — парящий в облаках орел и летающая над соцветиями мышиного горошка стайка бабочек-голубянок. Эти модели из бумаги, картона и тончайших проволочных нитей изготовлены с большой любовью, научной точностью, приводимые в движение маленькими электромоторчиками. Скрытность крепежных конструкций, движущих механизмов создает ощущение естественности и одушевленности.

Работа над панорамой продолжается. Сегодня Гребенников мастерит еще несколько живых моделей: бабочки-махаона, летающих над озером чаек, выбегающего из норки суслика. Картину летнего пейзажа будут дополнять трели жаворонков, запахи цветущих степных трав, жужжание пчел и шмелей.

В своих творческих замыслах Виктор Степанович не одинок. Рядом с ним сын и дочь, оба биологи по образованию. Сергей, глядя в глазок диаскопа со слайда, рисует кустистое растение дягиля, Ольга на противоположной стороне у тропки пишет лекарственную траву спорыш. Вот так и работают все вместе, дружной бригадой не только в будни, но и в выходные дни, по вечерам. Надо торопиться. Полностью подготовить панораму к открытию Гребенниковы наметили через три года.

Отрадно, что такое высокоидейное, экологически направленное, научно-художественное произведение создается в трудное для культуры время. Подлинное искусство должно прийти на смену бесстыдству и порнографии, смотрящих на нас с многочисленных кооперативных, а зачастую и государственных, изданий и с экрана телевизора.

В. Ивонин.

Действительный член Всесоюзного энтомологического общества.


На снимках: фрагменты панорамы — изображение бабочки тополевого ленточника; один из дальних планов панорамы; Гребенниковы за работой.

Фото В. Кожедубова.

Окно в природу прошлого. В. Ивонин. Советская Сибирь (Новосибирск), 26.02.1991, №040 (21394), с.3. Фотокопия