Музей агроэкологии и охраны окружающей среды (проспект). В.С. Гребенников. Новосибирск, СО ВАСХНИЛ, 1988, 20 с

Всесоюзная ордена Ленина и ордена трудового красного знамени академия сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина сибирское отделение

The Lenin all-union order of Lenin and red banner of labour academy of agricultural sciences siberian division


Музей агроэкологии и охраны окружающей среды
(проспект)

eniromental protection and agroecology museum

нпо Земледелие
Новосибирск 1988 Novosibirsk

Из всех видов человеческой деятельности более всего изменяет лик земли сельское хозяйство. Обширные площади распахиваемых территорий с заменой природных ценозов посевами монокультур, интенсивное применение химических препаратов для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений, сведение лесов, нарушение сложившегося водного режима на больших территориях — все это приводит к разрыву многих ранимых звеньев сложных экологических цепей, вымиранию ценных организмов, другим противоречиям во взаимоотношениях Человека и Природы.

Путь к настоящей экологической грамотности должен лежать, особенно в юные годы, через, глаза и сердце — так посчитали создатели музея агроэкологии и охраны окружающей среды Сибирского НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства, основанного при поддержке первого председателя Сибирского отделения ВАСХНИЛ академика И. И. Синягина в 1976 году.

Необычность исполнения, убедительность, одухотворенность, доходчивость и запоминаемость экспонатов не оставляют никого равнодушными, и книга отзывов музея постоянно пополняется восторженными отзывами ученых и колхозников, инженеров и рабочих, писателей и школьников, государственных деятелей и зарубежных гостей: Это необыкновенный гимн жизни!; Лишь сегодня мы поняли, что природу — нашу кормилицу — надо по-настоящему беречь....


Музей и его филиалы имеют еще особенность. Почти все это открыто, придумано, создано известным художником-анималистом, энтомологом, агроэкологом и популяризатором В. С. Гребенниковым (подписи на работах: В. Гребенников), его учениками и соавторами — сыном Сергеем (СГ) и дочерью Ольгой (ОП) — тоже биологами и художниками; хранитель и гид музея — жена Виктора Степановича Т. П. Гребенникова. Своеобразная и уникальная семейная бригада — официально научно-творческая группа — всегда рада гостям.

И кто бы из хозяев музея ни вел экскурсию, обязательно напомнит: с уничтожением даже одного вида живого существа, пусть самого неприметного, навсегда теряется уникальное состояние материи, которое никогда не воссоздаст никакая суперцивилизация ни на одной из галактик. И на это, если хорошо подумаешь, трудно возразить...


Адрес музея агроэкологии и охраны окружающей среды Сибирского отделения ВАСХНИЛ: 633128, Краснообск Новосибирской области, Сибирский НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства.

Сотрудники музея охотно поделятся опытом работы и с благодарностью примут советы и пожелания.


Agriculture is a kind of human activity known to change the face of the Earth most of all. Vast crop areas, with natural coenosis replaced by one-crop system, the active use of disease and pest control chemicals, forest devastation and disturbance in water regimes within large territories lead to breaking of a great number of intricate ecological bonds, dying out of valuable organisms and to other contradictions between Man and Nature.

The way to a real ecological literacy should lie through eyes and heart especially in youth. This is the point of view held by the originators of the Environmental Protection and Agroecology Museum attached to the Siberian Research Institute of Agriculture and Agricultural Chemization. The Museum has been founded in 1976 under the patronage of I. I. Sinyagin, the first chairman of the VASKHNIL Siberian Division.

The displays exhibited in the Museum are made in an unusual, impressive, intelligible and inspired manner, and none of visitors is left indifferent. The visitors' book contains a great number of enthusiastic reviews of scientists, collective farmers, engineers, workers, Writers, schoolchildren, statesmen and foreign guests, such as: This is an unusual hymn of life, Only today we have understood that nature keeps us and we must take care of it.

In most cases the displays are devised and created by Victor Stepanovich Grebennikov, a well-known animal painter, entomologist, agroecologist and popularizer. He is assisted by his son Sergey, daughter Olga, (both being biologists and artists) and his vife T. P. Grebennikova (a curator of the Museum). This unique family or, officially, a scientific-creative team always make guests welcome. They would remind that vanishing of even a single biological species is an irretrievable loss of the unique state of substance which will never be restored by any of supercivilizations in any of galaxies. Really, if to do some hard thinking, nobody can argue against that.

Address: SibNIIZKhim, Krasnoobsk, Novosibirsk Region, 633128, USSR.

Макропортреты насекомых

Из цикла обитатели энтомологических заказников

Автор этих метровых чудо-картин В. С. Гребенников утверждает: несправедливо, когда насекомое изображают только сверху. Я как бы делаюсь маленьким-маленьким, встречаюсь на травинке со своим натурщиком лицом к лицу, прошу его попозировать, быстро делаю этюд (а они шустрые, долго позировать не любят), да непременно так, чтобы, сохраняя научную достоверность, передать и художественный образ. На портрете слоника Larinus (слева) хотел показать подмеченное мною сходство с крупным доисторическим зверем. А когда смотрю в окуляр на рогачика Sinodendron (справа), хочется не только погладить его блестящие ямчатые бока, но и сделать так, чтобы это ощутили другие, — говорит художник. Особенно эффектны изображенные им насекомые с металлическим ярким блеском, переливчатыми покровами. К сожалению, репродуцировать такие шедевры в цвете типографским способом не удается; не получаются они и на цветных фотоснимках...

The macroportraits of insects

From the series inhabitants of entomological micropreserves

The author of these wonderful pictures, V. S. Grebennikov, states: To picture insects only from above is unjust. I imagine I am a small man to be faced with a model on a blade of grass. I sketch it quickly, bearing in mind that a scientific authenticity and artistic image should be integrated and kept to. In the portrait of weevil Larinus (on the left) I tried to show a likeness with a big prehistoric beast. When examining a beetle Sinodendron (on the right) microscopically I feel like stroking its glittery pitted sides and wish you would feel the same...

Most impressive are the pictures of insects possessing a metallic glittering and iridescent integument. Unfortunately, such colour masterpieces fail to be reproduced typographically and photograpically...

Биометод, энтомофаги

Биологический метод борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур представлен в музее в основном энтомофагами — насекомыми и пауками. Они сдерживают численность вредителей, охотясь за ними, либо откладывая на них яйца; вышедшие из них личинки поедают вредителя.

The biological method of pest control is represented in the Museum mainly by entomophages: insects and spiders. They hunt for pests to oviposit, the hatched larvae eat them.


Наездники — несколько семейств, насекомых с огромным количеством видов. На рисунке наездники Apanteles, паразитирующие на гусеницах бабочек- пядениц.

Ichneumons — several insect families with a great number of species.

Shown in the Figure are ichneumons Араnteles living parasitically on geometrids caterpillars.


Муравьи — признанные и незаменимые санитары леса.

Ants are reputed and indispensable sanitarians of forests.


Паук-скакунчик, обладатель острого зрения, сетей не плетет, а, подкравшись, прыгает на жертву.

A spider Salticidae has a keen eye, does not spin a web and having stolen up, attacks its victim.


Жужелица — хищный энтомофаг — запечатлена в кованой вороненой стали.

A carabide, entomophage, is portrayed on blue hammered steel.

Biomethod, entomophages

Божья коровка — энтомофаг, уничтожающий тлей — выполнена в технике макромуляжа.

A lady-bird, an aphideating entomophage, is represented as an enlarged-scale model.


Живописный портрет мухи-тахины. Личинки многих тахин паразитируют в теле вредителей.

The picturesque portrait of a tachina fly. Its larvae often happen to parasitize on pests.


Хищная муха-зеленушка из семейства Dolichopodidae обладает изысканно нежно-тонким силуэтом...

A little robberfly from the family Dolichopodidae has a dainty slender silhouette.

Насекомые — опылители растений

Массовому появлению на Земле цветковых растений (100 млн. лет назад) мы обязаны насекомым. В результате совместной эволюции они неразрывно приспособились друг к другу. Охрана и разведение диких опылителей — важная задача семеноводства сельскохозяйственных культур.

Flowering plants have appeared on the Earth 100 million years ago and are widespread now thanks to the fact that insects are pollinators. As a result of evolution insects and plants have adapted to each other. Therefore, preservation and rearing of wild pollinators is an important task of crop seed growing.


В СибНИИЗХим разработана надежная методика привлечения и использования шмелей — лучших опылителей клевера, позволяющая увеличить вдвое его семенную продуктивность.

The scientists of the Siberian Research Institute of Agriculture and Agricultural Chemization have worked out the reliable technique of using bumble-bees (the best pollinators of clover), which makes it possible to double clover seed productivity.


Пчела-плотник Xylocopa изображена в технике кованной вороненой стали.

A carpenter bee is represented as an image of blue hammered steel.


Проблема: как сохранить колонии подземных пчел, гнездящихся на люцерновых полях, если при неизбежных перепашках гнезда гибнут? На рисунках – опылители люцерны Tetralonia и Eucera.

How can we save colonies of underground bees in alfalfa fields, if it is known that brood nests perish from inevitable backsetting?

Insects — plant pollinators

Разведение пчел-листорезов Megachile rotundata в многотрубчатых гнездовьях оригинальной конструкции с использованием физических силовых полей (стр. 15) привело к почти 6-кратной их размножаемости и значительной прибавке урожая семян люцерны под Новосибирском.

The rearing of leaf-cutting bees in multitube nesting sites of original design (page 15) with physical fields of forces applied, have led to 6-fold reproduction of the said bees and a considerable increase in alfalfa seed yield near Novosibirsk.


Увеличенный динамический макет цветка люцерны. Закрытый на сложный биозамок, цветок доступен лишь определенным видам диких пчел.

The enlarged-scale model of an alfalfa flower, which is biologically locked and accessible only for definite species of wild bees.

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур

Вредители зерновых культур Сибири: полосатая хлебная блошка (макромуляж, увеличено в 70 раз); личинка пшеничного трипса (макромуляж в сочетании со стереоживописью, стр. 11, увеличено в 100 раз).

Pests of small grain crops in Siberia: striped flea beetle (enlarged scale model 70X magnification); flower thrips larva (enlarged scale model in combination with stereopainting page 11, 100X magnification).

Pests and diseases of crops

Фомоз картофеля. Корни огурца, пораженные галловой нематодой. Выполнено в технике документального биослепка (стр. 12). Водяная полевка (водяная крыса) — вредитель полевых, овощных и садовых культур.

Potato phomosis. Nematode-infected cucumber roots. Displayed as documentary full-scale biocasts (page 12).

Water vole — a vermin of field, vegetable and orchard crops.

Нетрадиционные способы изображения живых объектов

Стереоблоки: стопка стекол, на каждом из которых — точки и штрихи гуашью (с оговоркой: в нужных местах). Такие изображения не только объемно-достоверны, но и удивительно красивы. Два блока: личинки наездников (увеличено в 200 раз); журчалка Syrphus у колокольчика.

Two stereostacks: A stereostack is a pile of glasses, each bearing dots and dashes of gouache wherein it is necessary. The images are stereoscopic, truthful and extremely beautiful: the larvae of ichneumons (200X magnification); a bubb fly near a bell-flower.


Зеркальные муляжи. На стеклах — детали одной половины объемно и красочно увеличенной копии насекомого. Второй половины нет, но она видна: отражена зеркалом. Потребительница тлей журчалка Sphaerophoria.

Mirror enlarged-scale images. The details of one half of an insect large-scale model are represented on the glasses, with the other half reflected in a mirror. An aphid-extermination little fly Sphaerophoria.

New method of representing living beings

Биослепки. Углубление от вдавленного в разогретый пластилин объекта залито гипсом; рельеф окрашен с натуры. Так созданы вечные гербарии нектароносов, двойники гусениц, лягушек, рыб...

Biocasts. To take a full-scale biocast of a living being or a plant, we press it into a heated-up plasticine, then fill in the impression with gypsum and paint the cast from nature. In that way we have taken biocasts of nectariferous plants, catepillars, frogs, fishes, ets.

Природные филиалы музея — микрозаказники

Первый в стране микрозаказник для охраны полезных насекомых, был организован по инициативе В. С. Гребенникова в Омской области. Эта доступная, незаменимая в деле экологического воспитания форма охраны природы быстро получила признание, и теперь в стране — сотни школьных, колхозных, научных и иных микрозаказников, где охраняется весь растительно-животный комплекс. Музей сейчас курирует заказники: в совхозе Лесной Омской области, основан в 1971 г., 6,5 га лугово-степных биотопов; под Новосибирском на землях Сибирского НИИ кормов, с 1979 г., 2,5 га лесостепных биотопов; в ОПХ Элитное Новосибирской области, с 1987 г., 0,7 га степных биотопов.

The first micropreserve for the useful-insect preservation purpose has been founded in 1971 by V. S. Grebennikov's initiative in Omsk Region. This form of nature preservation indispensable for ecological education is generally recognized in the USSR. The Museum patronizes some steppe and forest micropreserves in the environs of Novosibirsk and Omsk, each occupying an area of 0.7 to 6.5 hectares.


СО ВАСХНИЛ Экологический заказник

основан в 1971 г.

Запрещены

проезд, покос, вытаптывание трав

Ecological micropresserve. Do not motor, now and trample down the grass.

Micropreserves — natural branches of museum

У экологической тропы заказника; лесной зверек бурундук; красивейшая бабочка из семейства Micropterygidae; сибирская лилия — саранка; хищный ктырь — гроза вредителей.

Do not leave the paths; Siberian forest lily;. the micropreserve inhabitants.

Из фототеки музея

Бионика • bionics

Насекомые древнее млекопитающих на 200 млн. лет; отсюда — совершенство их средств связи, ориентировки, бурильных и иных инструментов (слева — наездник Ephialtes); длительная консервация живой добычи парализацией (правее — оса Sphex); у гнезд подземных пчел — мощные поля волн де Бройля, останавливающие рост корней растений, чтобы они не повредили гнезда (слева); у ячеек других параметров эти поля стимулируют развитие полезных насекомых (стр. 8), благотворно воздействуют на людей (внизу — сотовый болеутолитель Гребенникова из рамок с пустыми сотами медоносной пчелы).

Тончайшие оптические структуры создают необыкновенно красивые и стойкие окраски (справа).

Патенты насекомых — неисчерпаемая кладовая для аграрников, техников, физиков, химиков, медиков, художников.

Insects are 200 mln. years older than mammals, hence they are superior in communication and orientation, have better boring tools and, even, can preserve their preys for a long period of time by paralysing (Figs on the left). Induced by the nests of underground bees are strong fields of de Broglie waves inhibitting the growth of plant roots lest they should damage bee nests. The said fields of cells with other parameters promote the development of useful insects (page 8) and have a wholesome effect on people (at the bottom — a honey comb painrelieving device invented by V. S. Grebennikov and composed of frames with honey-bee empty combs).

Extraordinarily beautiful and fast colouring is due to fine optics (at the right).

The patents of insects is an inexhaustible fund for agriculturalists, technicians, physicians, medical men and artists.

Издания музея Museum publications

Музей является признанным методическим центром Сибири по проблеме охраны полезных насекомых. Его небольшой коллектив издает многочисленные научные и популярные книги, брошюры, статьи, плакаты по агроэкологии, охране природы, музейному делу, искусству, проводит разнообразные художественные и научные выставки, лекции, семинары, экскурсии в микрозаказники, полевую практическую работу, неоднократно одобренную Агропромом СССР и РСФСР, ВАСХНИЛ, Академией наук СССР, Всесоюзными и международными научными обществами, Всероссийским обществом охраны природы, прессой, кино, телевидением, радио.

Особое внимание уделяется экологической ориентации агрономов-производственников и раннему экологическому воспитанию детей.

The Museum is a recognized methodological centre in Siberia aimed at solving the problem of useful insect preservation. Its small body publishes scientific and popular books, brochures, articles and posters on agroecology, nature preservation, museum science and art as well as organizes various artistic and scientific exhibitions, gives lectures and seminars, conducts excursions in the micropreserves and field works repeatedly approved of by leading research state and social organizations and by prominent scientists.

Special attention is paid to ecological orientation of agronomist-technicians and ecological education of children.

Панорама целинная степь

Сотрудники музея создают также монументальное произведение, не имеющее аналогов в мировом искусстве — круговое изображение природы, почти не тронутой человеком, точнее, начало распашки омско-казахстанской лесостепи в 1954 году. В отличие от известных батальных панорам изображается и небо, включая зенит (так что получается, строго говоря, не панорама, а сферорама), с солнцем, облаками, трелями жаворонков, запахами степных трав. Прекрасной натурой для панорамы служат микрозаказники (стр. 13), а стыки ее многогранника скрываются освещением и живописью, начинающейся сразу от смотровой площадки. У изображения парящего орла движущий его механизм так же скрыт оптико-художественными средствами.

Сейчас эта работа, окончить которую Гребенниковы планируют к 40-летию целинного подвига — к 1994 году (140 кв. метров высокосложной живописи), в раз­гаре, и уже видно: рождается не просто памятник природе-кормилице, а памятник-гимн, одухотворенный и эпичный.

The staff of the Museum is also engaged in creating a monumental work of art having no analogues in the world art, namely the panorama representing a view of virgin nature — the beginning of ploughing the Omsk-Kazakhstan forest steppe in 1954. Unlike the well-known battle-panaramas the said one represents the sky, including the zenith with the sun, clouds accompanied with a lark trilling and smells of steppe grasses. It is a good practice to paint from wildlife existing in the micropreserves (page 13). The joints of the panorama polyhedron are camouflaged thanks to illumination and painting beginning just from the viewing floor. The eagle is made to float, its briving mechanism also camouflaged by optical and artistic means.

The Grebennikovs intend to finish the above work (140 m2 of difficult painting) by 1994, the 40-th anniversary of virgin land cultivation. At present the work is - at its height and, undoubtedly, is an epic and spiritual hymn of nature.

Panorama virgin steppe

В центре схема многогранника сферорамы. Вокруг на фото: работа над макетом, фрагменты живописи, приборы и инструменты, парение орла.

In the centre — the panorama polyhedron diagram. On the photos — the work on the model, fragments of the painting, tools and instruments used, the floating eagle.


Выстрел жука-бомбардира (семейство жужелиц). При выхлопе двух особых жидкостей — взрыв со щелчком, температурой выше 100°С, едким запахом.

Макропортрет осы Eumenes готовящейся в полете поразить гусеницу — корм для личинок.

A bombardier beetle firing а shot. At the exhaust of two specific liquids an outburst is observed with a click heard, a temperature of above 100°С risen and an acrid smell felt.

The macroportrait of wasp Eumenes making ready to attack a caterpillar (a feed for larvae).


Фото А. Баулина,

В. Гребенникова,

С. Гребенникова.

Составитель текста

О. В. Петрушкова.

Макет и оформление

В. С. Гребенникова.

Перевод на английский С. В. Крайниковского


Подписано к печати 18.04.88. МН 02136.

Объем 2 п. л., уч.-изд. л. 1,5. Тир. 10000.

Зак. № 232. Цена 1 р.


Редакционно-полиграфическое объединение СО ВАСХНИЛ, ротапринт.

633128, Новосибирская область.