Электрофонные болиды Сибири, Урала и Дальнего Востока. В.С. Гребенников. В кн. Метеоритные исследования в Сибири, Новосибирск, Наука, 1984, с.191-203

В. С. Гребенников

Электрофонные болиды Сибири, Урала и Дальнего востока

Введение

В работе описаны болиды, сведения о которых не вошли в опубликованные каталоги электрофонных болидов прошлых лет — И. С. Астаповича, П. Л. Драверта, М. Ромиг — Д. Ламара [1, 5, 8], и болиды 1906—1966 гг., сообщения очевидцев полета которых были сделаны позднее и потому также не попали в каталоги.

Под принятым в астрофизике термином электрофонный болид понимается такой болид, полет которого сопровождался аномальными акустическими явлениями, воспринимаемыми очевидцем либо синхронно с полетом болида, либо через такой промежуток времени, который явно мал для скорости распространения звуковых волн в атмосфере, либо когда звук предшествовал визуальному появлению болида. Электрофонный болид должен быть достаточно удален от места наблюдений (более 1 — 1,5 км), иначе обычные акустические волны достигнут наблюдателя через сравнительно короткий промежуток времени (3—5 с) и могут быть восприняты им и описаны как одновременный или почти одновременный звук.

К электрофонным относятся также такие болиды, которые сопровождаются синхронными с их полетом электромагнитными возмущениями — радиошумами типа атмосфериков и другими радиопомехами [8]. Сообщения о подобных болидах к нам не поступали и в данном исследовании отсутствуют.

Многие очевидцы пролетов Тунгусского и Сихотэ-Алинского метеоритов (1908 и 1947 гг.) слышали синхронные с их движением различные звуки. В редких случаях электрофонные явления предшествуют выпадению метеорита на глазах наблюдателя, дифференцировать обычные и электрофонные звуки в этих случаях затруднительно, так как одни могут накладываться на другие. Но близкое выпадение метеорита, как показывают многочисленные проверки специалистами, в большинстве случаев явление кажущееся, обусловленное оптико-психологическими причинами: в большинстве случаев такие болиды на самом деле пролетали значительно дальше.

Толчком для данной работы послужили изучение трудов И. С. Астаповича, сообщения о наблюдениях яркого электрофонного болида в Австралии [9, 10] и собственные наблюдения двух электрофонных болидов в Омской области, приведенные в нашем каталоге. Для получения как можно большего количества свидетельств очевидцев нами были направлены в периодические издания популярные статьи, содержащие просьбу сообщать о таких феноменах. Эти материалы были опубликованы некоторыми газетами [3], а также двумя научно-популярными журналами [4]. Значительное количество сообщений поступило в Центральный совет ВАГО (Москва), а небольшая часть сообщений — непосредственно нам — они и послужили основой для статьи. Кроме ценных сведений об электрофонных и обычных болидах жители сел и городов присылали нам сообщения о возможных выпадениях метеоритов, предполагаемых метеоритных кратерах, аномальных атмосферных явлениях — выражаем им глубокую признательность, равно как и ученому секретарю Комиссии по метеоритам и космической пыли СО АН СССР Г. М. Ивановой (Новосибирск), члену этой Комиссии Ю. А. Львову (Томск), геологам В. Н. Кандыба (Новосибирск) и В. Н. Малахатько (Хакасия), А. С. Кузовкину (Москва), секретарю отдела науки Красноярского крайкома КПСС И. М. Петрову, любезно предоставившим нам ряд писем очевидцев, полученных ими в результате газетных публикаций. Сведения о некоторых электрофонных болидах почерпнуты нами из опубликованных работ, посвященных другим аспектам метеорных явлений [7], и из неопубликованного Каталога ненайденных метеоритов СССР Комитета по метеоритам АН СССР. Следует отметить, что многие очевидцы, более или менее точно описывая визуальную и акустическую картины болидов, невольно завышали продолжительность их полета: нередко в описаниях фигурируют не секунды, а минуты, особенно если речь идет об очень давно виденном болиде. Мы связываем это с психологическими особенностями восприятия и запечатления неожиданных редких феноменов и степенью подготовки и осведомленности наблюдателей, приходящих иногда в стрессовое состояние, истинное время продолжительности полета болида при этом субъективно как бы растягивается. Поэтому длительность полета болидов в ряде случаев мы не указываем.

Мы сочли целесообразным дать список электрофонных болидов не в хронологическом порядке (это имеет смысл при составлении обширных каталогов), а по административным областям и краям Сибири, Урала и Дальнего Востока, помещенным в алфавитном порядке. В конце каталога помещены также сведения о болидах, которые наблюдались в европейской части СССР и Средней Азии, но почему-либо не попали в три вышеупомянутых каталога, и в 1981—1982 гг. присланы очевидцами непосредственно нам.

Задача данной статьи — не столько увеличить уже обширные изданные каталоги, сколько помочь в выяснении физических, физиологических и иных подробностей феномена на небольшом количестве объектов.

В каталоге указаны: порядковый номер болида; дата; время наблюдения (до 1 апреля 1981 г. по декретному времени, после 1 апреля 1981 г.— по сезонному декретному); административный район области, края; ближайший населенный пункт или географический объект; описание электрофонного болида с наиболее важными и интересными выдержками из письменных, нами отредактированных или устных сообщений очевидца; фамилия и инициалы очевидца.

Каталог электрофонных болидов

Алтайский край

1. 1937 или 1938 г., июнь. Ельцовский р-н, близ д. Салма.— Болид двигался на северо-восток, производя сильный свист и оставляя черный дымный хвост. Пролетая над лесом, раскачивал и гнул деревья. С. А. Амиленчук.

2. 1940 г., 7 мая, вечер. Мамонтовский р-н, с. Борково.— Возвращаясь с поля, услышал треск, шипение, напоминающее замыкание проводов и закалку раскаленного железа, обратил внимание на звук и увидел в небе летящий с запада на юго-восток красно-огненный шар размером с солнечный диск, оставивший в воздухе мелкую пыль. С. Ф. Бекетов.

3. 1965 г., 28 августа, 21 ч 30 мин. Троицкий р-н, пос. Ленинск.— Медленный болид. Услышала шум со звуком, а потом из-за леса показался огненный шар, за ним — длинный огненный хвост, а в нем какие-то точки вроде камней; [болид] пролетел чуть выше леса с запада на восток; наблюдать было жутко. Видели многие жители. В. Марченкова.

4. 1980 г., 18 января, между 8ч 15 мин и 8 ч 20 мин. Усть-Коксинский р-н, с. Амурское.— Утром вышла на крыльцо. Внимание привлек шум, похожий на шелест листвы в сильный ветер или когда идет сильный град с ветром, шум раздавался везде. Между звуком и появлением болида прошли какие-то доли секунды. На востоке, по направлению к с. Юстик, увидела свечение, затем послышался треск, как искры при электросварке. С севера на восток под углом около 40° к горизонту пролетел яркий оранжево-красный шар с хвостом, в котором присутствовали зеленоватый, желтоватый, оранжевый цвета; скрылся за стогом сена или за горами. Явление потрясло меня, я испугалась. Полет длился 8—10 с, все явление от появления шума до исчезновения болида — около 1 мин. В. Л. Микрюкова.

Башкирская АССР

5. 1937 г., июль или август. Чекмагушенский р-н, с. Каран.— Сначала послышался небольшой гул, который нарастал. С севера летело небольшое тело, упало в Бакалинский лес. В. А. Асадулкин.

6. 1958 г., 20 января, 0 ч 30 мин. Мечетлинский р-н, пос. Октябрьский.— С северо-востока на запад летело с шипением сине-красное до белизны пламя. Взрыва не последовало. Мы с детьми возвращались из гостей, сильно испугались. Л. Я. Еникеева.

Иркутская область

7. 1935 г., 5 или 6 ноября, около 18 ч. Место впадения р. Орой в р. Хайлан — приток р. Уда (у бывших приисков Монкросс и Орой).— Услышал на юго-западе глухой раскат грома, доносившийся из-за хребта. Через 3—4 с увидел там на фоне светлого неба (солнце недавно село) черный шар с багряным хвостом, окутанным смоляно-черным дымом; болид летел в сторону оз. Чойкан-Холь в Туве. Полет длился 5—6 с, сопровождался сильным шумом. Болид скрылся на северо-востоке за хребтом, оставив черное дымное облако (рис. 1). Н. Н. Михалишин.


Рис. 1. Болид № 7 (с рис. очевидца Н. Н. Михалишина).

Усл. обозн. цвета для рис. 1, 2, 4: а — черный, б — багрово-красный, в — розовый, г — ярко-белый, д — темно-голубой, е — голубой, ж — светло-голубой.


8. 1969 г., между 27 мая и 11 июня, 22 ч — 23 ч 30 мин. Тайшетский р-н, пос. Саранчет.— Внезапно раздалось странное шуршание. Несколько секунд не мог понять, что это такое среди предночной тишины. На небе бросился в глаза яркий шар, летящий почти горизонтально. Подумал, что падает горящий самолет, но почему-то без грохота, а с шуршанием. Через 2—3 с шар разделился на две части, меньшая пошла вниз и сгорела, а большая ушла за горизонт в сторону Тайшета. А. Н. Казаков.

9. 1978 г., 19 октября, около 21 ч. Братский р-н, пос. Илир.— Через окно услышал треск, похожий на выстрел ракетницы. Зеленый болид, оставляя след цвета расплавленной стали, окрасил звездный небосвод в зеленый цвет. Полет длился 5—9 с, в конце возникла яркая оранжевая вспышка. А. Я. Бурулов.

10. 1982 г., 2, 3 или 4 апреля, 21—23 ч. Куйтунский р-н, пос. Новая Тельба.— Раздался резкий треск, похожий на выстрел, при полете болида слышалось шипение. Болид оставил след. Ерофеев.

Кемеровская область

11. 1908 г., лето, на склоне дня, г. Тайга.— Жаркий день, дымка от лесных пожаров. Услышал сильный волнообразный шорох, который заставил посмотреть на север. Каплевидное тело, угловым размером 0,5° , цвета перегретого в горне железа, а по окружности потемнее, пролетело 60—70° и исчезло в дымке, от него в полете отрывались раскаленные космы и тут же гасли, сзади тянулся светлый дымовой след А. П. Буховец.

12. 1968 г., 24 февраля, 7 ч. г. Анжеро-Судженск.— Выходя на улицу на физзарядку, обратили внимание, как с воем сирены падает шарообразное тело красно-желтого цвета и от него отлетают мелкие частицы. Упало с шипением (жужжанием) в северо-западном направлении. Р. С. Замтова.

13. 1952 или 1953 г., зима, вечер перед закатом. Анжеро-Судженский р-н, пос. Маяк и пос. Подсобное хозяйство.— Детьми катались на лыжах между поселками. Вдруг с северо-востока на нас прилетел огненный шар с темным дымным хвостом, с шипением. Упал на склоне горы. В. К. Колпиков.

Красноярский край

14. 1923 г., январь, вечер. Енисейский р-н, с. Усть-Тунгусское.— Колол во дворе дрова. Что-то блеснуло на северо-востоке: низко над горизонтом, полого к нему, летел огненный шар; уже у горизонта, сквозь лес на горе, раздался взрыв с искрами. Во время полета болид издавал звук, подобный грому, через 5—6 с прозвучал раскат, более резкий, чем при полете. К. В. Черкасов.

15. 1936 г., 26 марта, 21 ч 15 мин. Больше-Муртинский р-н.— Под углом 25—30° к горизонту летел яркий оранжевый болид с хвостом, видимый во многих населенных пунктах. Полет сопровождался сильным освещением местности и шумом. За хвостом — коричневый дым. Спустя 2—2,5 мин послышался сильный удар с раскатом. В. К. Добрынин. Здание слегка сотрясалось и чувствовалось дребезжание окон.— Огненный шар взорвался в воздухе, и этот взрыв сопровождался выстрелами,— свидетельствуют другие очевидцы.

16. 1947 г., май или июнь, около 14 ч. Манский р-н, пос. Кобрик.— Ясный тихий день. Услышали нарастающее шипение, как откроешь баллон с газом, затем увидели яркий болид с дымным хвостом. Звук перешел в треск разрываемого полотна или сильного пожара. Лес пригибало сильной волной, быстро приближавшейся. Все длилось 5—8 с. Наклонный дымный след рассеивался как сероватый дым. У нескольких деревьев вершины сломались. Направление полета указывают различное. В. В. Лифунша, В. В. Лукашенко, Е. Е. Лукашенко.

17. 1949 г., лето. Новоселовский р-н, с. Первомайское.— Ясная безлунная ночь. Яркий, очень медленный болид с хвостом, издавая шипящий звук, пролетел под углом 35—40° к горизонту в направлении гор Изых и Березовая, скрывшись за горизонтом. Через какое-то время послышался звук взрыва или раската грома, затем подобный шуму обвала камней. В. В. Лисьих.

18. 1950 г., середина мая, 13—14 ч. Эвенкийский нац. окр., пос. Полигус.— Раздирающий уши гул; в школе задребезжали стекла и содрогались стены; думали, низко реактивный самолет, выскочили из классов на улицу, но кроме гула — ничего. Что-то приближалось со страшным шумом; минуты через три показался огромный яркий предмет цвета пламени костра, летящий над лесом с востока на запад, т. е. справа налево, со снижением, оставив черный дымный след в виде шпалы. Н. С. Лазуткина.

19. 1978 г., 30 июля или 30 июня, 3 ч. Ачинский р-н, пос. Причульский.— Выходила в огород, пошла в дом — из-за крыши с каким-то незначительным шумом появилось яркое тело в форме очинённого карандаша и пролетело с востока на юго-запад (видимый путь 65—70° , ширина 15—20° ) в сопровождении множества искр, напоминающих бенгальские огни. Во время полета, длившегося секунды, тело раза два тормознуло или подпрыгнуло и с треском, напоминающим горение смолистой лучины, исчезло в небе. У. Я. Тукоева.

20. 1982 г., весна, поздний вечер. Емельяновский р-н, пос. Маганск.— Звездное небо; над головой раздался треск, как рвешь крепкий материал, глянул на небо — с северо-запада на юго-восток летел огненный шарик (в течение 1—2 с), оставляя светлую полосу и кучами искры. В. В. Лукашенко.

Магаданская область

21. 1972 или 1973 г., весна, 8 ч 35 мин. П-ов Чукотка, пос. Эгвеникот.— Тихо, темно, вдруг над головой раздался шум. Шарообразный болид пролетел очень полого к горизонту с севера на юго-восток. А. М. Бобыльский.

Новосибирская область

22. 1935 г., 25—30 мая, после заката. Убинский р-н, с. Ново-Дубровское.— Был учеником 3—4 класса. С севера на запад под углом 15—20° к горизонту летело конусообразное бело-огненное тело с длинным светящимся хвостом. Взрыва не было. За горизонтом было что-то похожее на глубокий вздох. Н. Е. Прибылов.

23. 1951 г., вторая половина сентября, между 15 и 16 ч. Чистоозерский р-н, оз. Табулга,— Охотился в западной части озера. Вдруг услышал звук падающей бомбы, который нарастал. Стал смотреть, где самолет, но увидел яркую полосу, идущую вниз в озеро, услышал всплеск воды и увидел поднимающийся из-за острова столб пара. Испуганная дичь оттуда летела в сторону наблюдателя. Г. И. Клоповских.

24. 1978 г., 26 августа, днем. Новосибирский р-н, с. Сосновка. В просвете облаков с запада на восток пролетел болид с резким свистом, неправильно овальной формы, видимый диаметр несколько менее Луны; голубой, задний край розовый; хвост светло-голубой (рис. 2). Г. М. Терехова, О. Г. Мельман.


Рис. 2. Болид № 23 (с рис. очевидиц Т. М. Тереховой и О. Г. Мельман).


25. 1981 г., 15 декабря, 8 ч 15 мин. г. Новосибирск, Октябрьский р-н,— Шел по ул. Переселенческой на работу. Не доходя ул. Чехова, увидел в небе очень ярко светящийся шар угловым размером с Луну, пролетевший на юг под углом к горизонту около 30° , с ярким огненным хвостом. Был слышен не очень сильный шум. В. М. Прудников.

Омская область

26. 1945 г. 19 июня, начало гражданских сумерек, г. Исилькуль.— На юго-востоке невысоко над горизонтом болид размытых очертаний с видимым угловым диаметром 5'—7' пролетел (2— 3 с) по дугообразной траектории длиной 3°—5° , не ближе нескольких десятков километров. Во время полета болид издавал звук, понижающийся по тону, напоминающий мяуканье, но с техническим тембром, как провести ногтем по толстой обмотанной струне, с замедлением. Звук был направлен из сектора полета болида. В. С. Гребенников.

27. 1959 г. (±1 год), зима, поздний вечер, г. Исилькуль.— В зените услышал громкий звук, похожий на треск распарываемой ткани, чуть с металлическим тембром; с северо-запада на юго-восток через зенит по звездному небу пролетел быстрый белый болид, без диска, яркостью — 3...—4 зв. вел. Звук исчез в конце полета. Длина траектории 40—60° . Остался след, видимый 5 с. В. С. Гребенников.

28. 1981 г., март или апрель, после 22 ч. г. Омск.— Услышал как бы разряд тока, а через несколько секунд увидел через окно яркую вспышку на небе, которая длилась 5—6 с. С. В. Бобрусь.

Приморский край

29. Между 1916 и 1922 гг., лето, за полдень. Михайловский р-н, с. Осиповка.— Солнечно, жарко; луг у реки. Вдруг услышали издали гул, который быстро нарастал. Мы не поняли, откуда звук, и стали осматривать горизонт. Когда же загромыхало над головами, увидели огненный шар величиной с Луну или Солнце. Он был краснее Солнца и летел с запада на восток, в направлении восточнее с. Даниловки. Сзади — тонкий след ниточкой, который на западе быстро расширялся, как след реактивного самолета, но больше и белее. Болид скрылся за сопками, после чего еще некоторое время гуркотало. След закрыл Солнце, что встревожило многих людей. Е. А. Кравцова.

Татарская АССР

30. 1940 или 1941 г., лето, 10—11 ч. Муслюмовский р-н, села Метреево и Ольгино.— Вначале послышался мощный гул, как от близкого реактивного двигателя. Затем дом сильно затрясло. [Болид] упал в 5 км от села. Отец вечером пришел, принес серый кусочек метеорита... весь метеорит в тот же день привезли на лошади и поместили в школе. Дальнейшая судьба объекта неизвестна. В. П. Баранов.

Томская область

31. 1950 г., 11 октября, около 18 ч 50 м. Место впадения р. Ягыльях в р. Васюган.— Раздался шум, подобный сильному шуму в деревьях; поднял голову и увидел: в звездном небе вспыхнул зеленоватый метеор— на земле посветлело. Летел он, шипя, как сигнальная ракета. Видимый диаметр 1/4—1/5 лунного диска. Видимая траектория [наблюдатель отлично запомнил небо] нами наложена на макет-карту; точка возгорания: высота 47° , азимут 100° ; погасания: высота 25° , азимут 120° ; болид прошел чуть ниже α And, выбросив в этот момент пучок искр; в этот же момент раздался хлопок, как от раскрытого парашюта или же как звук зажженой спички. Сзади болида — короткий хвост. Болид летел довольно долго, внезапно погас, оставив небольшое облачко (рис. 3). Л. Н. Благодатских.


Рис. 3. Траектория болида 11 октября 1950 г. (№ 31), нанесенная на схему очевидцем Л. Н. Благодатских. Положение звезд относительно горизонта дано при λ= 76° 25', φ = +58° 57' для 18 ч 50 мин местного времени.


32. 1964 г., 16 июля (±1 день), 1-й час ночи. Каргасокский р-н, пос. Усть-Чурулька.— Услышал шум над головой: болид, снарядообразной формы, цвета раскаленного железа, с огненным хвостом, пролетел с запада на восток, скрывшись за лесом. Звука падения или взрыва не было. Н. И. Щекотько.

33. 1978 г., осень. Первомайский р-н, с. Минаевка.— Сначала услышали нарастающий звук и увидели шарообразный болид с ярким желтым хвостом. Затем раздался взрыв, подобный снарядному. Б. А. Лобанов.

Тюменская область

34. 1930 г., г. Ханты-Мансийск,— Шел от стройки в городе до д. Самарово, на полпути вдруг шум такой родился, я глянул кверху, а надо мной огненный шар, я испугался и присел, но он пролетел за р. Иртыш, где-то недалече пал, потому что огня не стало и шипеть перестал. Ф. С. Баннов.

35. 1943 г., 4 или 5 сентября. Сургутский р-н, с. Банное.— Копал картошку. Услышал, как будто летит мина. Инстинктивно наклонился... Резкий удар в землю. Упало в соседний огород. В. А. Глухих.

36. 1976 или 1977 г., летом, перед полночью. Ханты-Мансийский нац. окр., с. Цингалы.— Большой огненный шар с искрами упал в направлении д. Ярки. Во время полета издавал шипение. Н. Рукавишников.

37. 1978 г., конец августа, около 22 ч. Ханты-Мансийский нац. окр., заимка за с. Цингалы.— Во время ужина партии по изысканию трассы нефтепровода в северной части небосвода появилась полого летящая точка цвета электросварки, быстро увеличивая скорость и издавая шипение. Она раздвоилась: одна часть вскоре погасла, вторая, оранжевая, не долетая линии горизонта, дала искры, рассыпалась и потухла. В конце полета звуков не было. Б. К. Денисов.

Хабаровский край

38. 1954 г., июль, 1-й час ночи. Богородский р-н, пос. Перебоевка, оз. Кизи.— Ясной звездной ночью над тайгой зажглась яркая звезда, пронеслась, увеличиваясь, рассыпая искры, оставляя хвост и освещая местность. Отчетливо увидел летящую гору неправильной формы с ярким пламенем сзади. Медленный (10—13 с) полет сопровождался сильным шумом, будто пикировала большая стая птиц. В стороне р. Амур болид разделился вдоль на две продолговатых красных части размером как два 5-этажных здания на расстоянии 1 км. Через 6—7 с послышались громовые раскаты. В. В. Бордун.

39. 1973 г., 12 февраля, 8 ч 06 мин. Комсомольский р-н, пос. Солнечный.— Шла с работы. Ясно звездное небо. Вдруг стало светло: с востока на юго-запад летел в течение 4 с каплеобразный болид под углом 15—20° к горизонту, ярче Луны; голова в 1/4 Луны, белая, затем пожелтела; хвост — красный. При полете издавал жужжание и шипение, скрылся за горой, откуда поднялся высокий столб пара и раздался глухой гулкий слабый звук. Ф. И. Волкова.

40. 1978 г., 8 октября, 21 ч 41 мин. Нанайский р-н, с. Бихан.— Втроем, с братом А. Салатиным и другом Н. Колодиным приехали на родину в с. Бихан (сгорело в 1976 г.). Находились на р. Кон (приток р. Анюй). Видели, как с севера на юг под углом 20° к горизонту летит огненный шар с длинным шлейфом. От него летели искры с шипением. Через минуту после того, как шар погас, раздался глухой продолжительный взрыв. Считает, что упал в отрогах Сихотэ-Алиня южнее с. Бихан. В. М. Салатин.

Челябинская область

41. 1948 г. (±1 год), декабрь или январь, рано утром. Пос. Татыш.— Шел на работу. Вдруг сбоку вспыхнул свет. Огненный столб исчез в сугробе, затем последовала вспышка с ослепительными искрами, сильным шумом и треском. Взрыва не было. Болид скрылся за оградой. Н. А. Иванов.

1948 г., начало января, рано утром, г. Карабаш.— Белый, с зеленоватым ореолом, оранжевыми искрами, темным хвостом болид яркостью с полную Луну летел полого к горизонту, в направлении пос. Татыш. Скрылся за высокой оградой. Возможно, тот же болид, который наблюдал Н. А. Иванов, но звуков не было.— В. С. Гребенников.

42. 1950 г., июль, 2 ч. Каслинский р-н, с. Огневское.— Вез двух учителей на станцию из села. Вдруг услышали шипящий свист. Местность озарилась, слева увидели на мгновение светлую полосу. И тут же — глухой удар о землю. Земля содрогнулась. В. Н. Первушин.

43. 1980 г., 25 июня, утро. Аргазинский р-н, с. Акбашево.— Услышал сзади шум, повернувшись, увидел на западе болид цвета электросварки, приближающийся с грохочущим рокотом. От болида стали отделяться куски, рокот сменился постоянным ровным гулом; болид (полет длился 4 с) удалился на восток, скрывшись в лучах Солнца. А. Н. Татауров.

Читинская область

44. 1912 г., март. Сретенский р-н, р. Шилка, 10—15 км от устья р. Елкинда через р. Ундурга.— Слышали шум метеорита и удар его о землю. Метеорит шел с севера на юг. В. Д. Чернышев.

45. 1929 г., Красочикойский р-н, с. Менза.— Крупный болид цвета радуги летел по пологой траектории с северо-востока на юго-запад. При полете был слышен шипящий треск горения, как при пожаре дома вблизи, отделялись искры, не достигающие земли. Болид (время полета не более 5—6 с) скрылся за горами в ущелье р. Кумир, оставив синий хвост. Через минуту донесся глухой, но мощный звук, как бы грозовое эхо; через 10—15 мин из ущелья (2—3 км от нас) показался дым, но ненадолго. А. Я. Тарханов, А. Н. Тарханова.

46. 1973 г., середина декабря, поздний вечер. Александрово-Заводский р-н. Стало светло как днем. Обернулся, увидел большой яркий белый болид, разделившийся на две части, и услышал звук, как при резком открытии крана компрессора. С. М. Кирпичников.

Европейская часть СССР и Средняя Азия

47. 1954 г., около июля, 20—21 ч. Волгоградская обл., Подтелковский р-н, с. Федосеевка.— Группа воспитанников детдома наблюдала полет болида, видимым диаметром чуть поменьше Луны (полет длился около 10 с), как будто с тормозящими рывками, красный, не ослепительный; длинный красный хвост. Появился на востоке, погас на севере; высота в среднем 45° ; погас внезапно. Во время полета слышал сильный шипящий звук, сначала не зная направления его источников; увидел болид, лишь когда на него показали. Н. Г. Люкшинов.

48. 1982 г., 22 августа, 22 ч 15 мин. Донецкая обл., г. Курахово.— Наблюдали звезды на юго-западе в поле за городом. На юге на высоте 54° вспыхнул ярко-красный болид, летящий под углом около 40° к горизонту на запад. Пролетев путь около 45° , болид погас на высоте около 30°. Яркость вначале сравнима с Солнцем, в середине пути — с полной Луной, в конце — с Венерой. Круглый; искры, летевшие за болидом, придавали ему каплеобразную форму; был окружен огромным светлым туманным (но не ярким) ореолом с угловым размером около 30°. Увидя это впервые, шумно ликовали 3—4 с, но быстро примолкли, услышав треск — за остальное время 7—9 потрескиваний, похожих на звук от замыкания электропроводов (Г. Г. Посметуха), треск веток дерева, в которое кинули камень (Н. Цанев), щелкающие удары камня о камень (А. Ужва).

49. 1976 г., июнь, 4 ч 30 мин. Джамбульская обл., г. Луговой.— На юго-востоке появился шарообразный ослепительно белый болид с багрово-красным хвостом; одновременно донесся сильный шипящий звук. Болид раскололся на раскаленные красные куски (около десятка), тут же погасшие. Звук прекратился в момент дробления болида (рис. 4). Е. А. Белолипецкий.


Рис. 4. Болид № 49 (с рис. очевидца Е. А. Белолипецкого), слева направо: появился свет, появился хвост, свечение хвоста с головы, шипящий звук, шар рассыпался.


50. 1980 г., конец весны, около 22 ч. Кировоградская обл., г. Бобринец.— Небо и двор ярко осветились, и в тот же миг послышался сильный однотонный шум. Болид — оранжевый комок с неровными краями и большим хвостом прошел с востока на запад через зенит, скрывшись за горизонтом. В. Н. Дмитриева.

51. 1982 г., 3 августа, около 12 ч ночи. Краснодарский край, ст. Хадыженская.— Дома сквозь завешенное окно увидела сильное свечение, как при сильной молнии, но белое и проплывшее медленно. Звуков не слышала. В. Н. Дмитриева.— Около 12 ч ночи, находясь у открытого окна, сначала услышала шум, увидела сильное белое свечение, словно тысячи электроламп. Быстро выглянув, увидела длинный мелькнувший хвост болида, летящего с востока на запад. Все длилось 1—2 с. Р. Е. Лупинос.

52. 1908 г. (±2 года), лето, вечер. Московская обл., в 40 км севернее Москвы.— Болид в виде яблока пролетел с юго-востока на север, взорвался с негромким хлопком и погас. В. И. Данилин.

53. 1954 г., середина января, 23 ч. Пензенская обл., Белинский и Сосновоборский р-ны, с. Кевдо-Вершина и пос. Вязовка.— Безлунная звездная морозная ночь. Сзади, в стороне пос. Вязовка, услышал звук, по характеру и силе подобный взрыву артснаряда 100—120-миллиметровой пушки, ни на что другое не похожий; кажется, ощутил легкую ударную волну. Через 4—7 с в небе появился болид видимым угловым диаметром 0,7° , в конце полета (путь около 80° ) он уменьшился до 0,5° , заметно тормозясь и резко меняя прямую траекторию на нисходящую дугообразную. Наибольшая яркость сравнима с молнией в очень сильную грозу; поля и леса осветились, как днем; цвет дуги электросварки. Затем, тускнея, краснел; выбрасывал белые, затем красные искры. Во время полета издавал сильный шум, гудение и свист, похожий на звук летящего снаряда, затем подобный треску электродов при сварке, но более высокого тембра; звуки эти слышались несколько впереди болида; в конце полета (в лесу или за лесом) — шум и треск поломанных веток и шипение, напоминающее звук раскаленного металла, опущенного в снег или воду, также одновременный. Считает, что метеорит упал в лесу; место помнит до сих пор. А. П. Смагин.

54. Около 1917 г., около августа; около часа до заката. Ульяновская обл., Инзенский р-н, с. Коноплянка.— Ясный вечер. Болид, с севера на юго-запад, в виде беловато-седого облачка формой наподобие рыбы с нерезкими очертаниями, у которой изо рта вылетала как бы шапка, тут же рассыпаясь в мириады искр, которые окутывали его всего, и он как бы их пронзал; они таяли, исчезали; затем все повторялось снова. Мы наблюдали 5—6 таких выдохов; шапка вылетала все время вперед по ходу движения болида, а потом тут же окутывала его. Искры были беловатыми, как и след болида. Было какое-то шуршание, когда ветер в лесу по верхушкам деревьев шумит, или газета в руках издает звук. Все это продолжалось не более 6—7 с. В. Ф. Лукин.

Обсуждение результатов и выводы

Физика метеорных явлений изучена весьма глубоко и детально [2]. Однако в отечественной научной печати уже несколько десятилетий электрофонные явления, сопровождающие (а тем более опережающие) полет болидов, почти не упоминаются, вероятно, как не укладывающиеся в рамки современной физики.

Звуки, издаваемые описанными здесь болидами, могли быть в небольшом количестве случаев или обычными (не электрофонными) при действительно близком падении метеорита, или кажущимися (звуковые иллюзии), или не связанными с болидом, а случайно услышанными одновременно с его полетом. Но таких наблюдений очень немного, не более 5—7%. В целом же электрофонные звуки — реальный факт, который основан на огромном количестве наблюдений, сделанных по всему земному шару.

Тем не менее большая часть электрофонных болидов (и болидов вообще), наблюдаемых населением, остается неизвестной науке. Такой канал массовой информации, как популярные журналы и газеты, рождает массу откликов и описаний, нередко с рисунками и схемами. Многие очевидцы до прочтения наших статей в доступных им изданиях не знали, куда послать наблюдение, хотя очень хотели это сделать. Считая такой способ получения сведений об электрофонных болидах основным, предлагаем использовать его и впредь.

В целом ряде случаев звуки электрофонных болидов воспринимаются как направленные: наблюдатель услышал звук (сзади, сбоку, сверху) и уже затем, повернувшись в его сторону, увидел болид. Это не согласуется с утверждениями некоторых авторов, что аномальные звуки не имеют направленности относительно болида [8], а также с электромагнитными гипотезами происхождения таких звуков [1, 10].

Другие же болиды сопровождаются не направленным, а общим шумом местности (деревьев, зданий, земли, небосвода), что может быть вызвано именно электромагнитными эффектами. Может иметь место два принципиально разных механизма возникновения и восприятия синхронных с полетом болида звуков.

Случаи, когда между первоначальным звуком и визуальным появлением болида прошло несколько секунд или даже десятков секунд (в нашем каталоге болиды № 3, 4, 7, 17, 53), труднообъяснимы: звук отмечен раньше, чем метеороид начал интенсивное взаимодействие с атмосферой (следствие как бы опережает событие). Поэтому мы не исключаем возможность проявления каких-либо еще неизвестных науке релятивистских эффектов, могущих иметь место при быстром сближении двух тел — Земли и метеороида, и порождающих, в свою очередь, электромагнитные, биофизические и звуковые аномалии. Необходимы дальнейшие, более углубленные исследования этих феноменов.

Литература

1. Астапович И. С. Звуковые явления, одновременные с полетом болидов. — Метеоритика, 1951, вып. 9, с. 71—101.

2. Бронштэн В. А. Физика метеорных явлений. М.: Наука, 1981. 416 с.

3. Гребенников В. С. Статьи в газетах: Известия, 28 апреля 1982 г.; Вечерний Новосибирск, 16 ноября 1981 г.; Сов. Сибирь (Новосибирск), 26 декабря 1981 г.; Омская правда, 25 июня 1981 г.; Красноярский рабочий, 8 июня 1982 г.; Тюменская правда, 28 февраля 1982 г.; Ленинская правда (Ханты-Мансийск), 4 марта 1981 г.

4. Гребенников В. С. Странные голоса болидов; Бронштейн В. А. Слушайте небо.— Вокруг света, 1982, № 4, с. 32—35; Гребенников В. С. Мое удивительное небо.— Уральский следопыт, 1982, № 3, с. 33—37.

5. Драверт П. Л. Электрофонные болиды Западной Сибири.— Бюл. Центр, комиссии по метеорам, кометам и астероидам Астросовета АН СССР, 1940, № 18, с. 1—2.

6. Любарский К. А. Статистическое изучение болидов.— Метеоритика, 1954,. вып. 11, с. 160—164.

7. Метеориты Сибири. Новосибирск: изд. ИГиГ СО АН СССР, 1971. 40 с.

8. Ромиг М., Ламар Д. Аномальные звуки и электромагнитные явления, связанные с полетом болидов.— В кн.: Метеорная материя в атмосфере Земли. М.: Наука, 1966, с. 38—68.

9. Кеау С. Anomalous Sounds from the Entry of Meteor Fireballs.— Science,. 1980, v. 210, N 4465, p. 11—15.

10. Кеау C. Audible Sounds excited by Aurorae and Meteor Fireballs.— J. Roy. Astronom. Soc. Canada, 1980, v. 74, N 5/566/, p. 253—260.