Электрофонные болиды. В.С. Гребенников. Омская правда, 25.06.1981
Это интересно
Электрофонные болиды
Ранним утром 1 марта 1929 года жители Тары и нескольких окрестных сел стали свидетелями редкого события: по небу летел болид (очень крупный, яркий метеор). Пролетев 5 секунд, он погас, а спустя некоторое время послышался гул, означавший, что болид сгорел не полностью и на Землю упал метеорит. Будучи замечательным само по себе, это явление хранит, однако, некую тайну, как упорно хранят ее многие другие болиды, вторгшиеся в земную атмосферу. Свидетели их полета нередко слышат шипение или треск задолго до падения небесного камням
и следующего за ним грохота — а именно, когда метеор еще только появился высоко в небе и находился от наблюдателя в десятках и сотнях километров. Вот показания некоторых очевидцев упомянутого тарского болида, закончившегося выпадением метеорита Хмелевка.
О. Коршунова: Услышала страшный шум и в полуоткрытую дверь увидела яркий, подобный дневному, свет
. П. Гончаров: Во время полета слышался шум
. С. Спирев: Шум подобный шуму в ушах
. А. Преженцева: Услышала сначала шум и подумала, что кто-то едет мимо с лесом на санях, чего не было, а затем избу осветило. Через некоторое время послышался гром
.
Звук в атмосфере распространяется со скоростью около 330 метров в секунду — как же можно было уловить голос тарского болида
, когда он загорелся на огромной высоте и погас, согласно вычислениям, на высоте 10 километров? Тем не менее многие очевидцы падения более знаменитых
метеоритов — Тунгусского и Сихотэ-Алиньского (1908 и 1947 гг.) также сначала услышали звуки, одновременные с полетом этих небесных тел (большинство их сгорает в атмосфере, не долетая до Земли).
В Каталоге известного советского астрофизика И. С. Астаповича (1951 г.) собраны свидетельства о полете 163 таких болидов с аномальными звуковыми явлениями, одновременными с их полетом. Так, в мае 1927 года в с. Усть-Тарское при полете болида был слышан шум, как от ветра в деревьях
. 10 августа 1937 года, Крутинский район, счетовод А. Ф. Глушаков: В темную ночь сделалось светло, как от электрического освещения; во время полета, а длился он секунд 15-18, был слышан шум, как будто свысока летит камнем вниз огромный орел
.
6 августа 1938 года, Омск, пилот И. Я. Кащеев: В середине пути слышался треск, как при поворачивании пробок на электросчетчике
.
Известный советский ученый, омич П. Л. Драверт, также неоднократно наблюдавший странные голосистые
метеоры и собравший немало свидетельств других очевидцев, дал в 1940 году название этому феномену — электрофонные болиды. Оно было сразу принято учеными и сейчас астрофизики всего мира употребляют именно этот термин нашего славного земляка в отношении такого рода явлений.
Расстояния, с которых слышны эти звуки, синхронные с полетом болида, неестественно
огромны — большей частью 50-200 километров. Минимальное зарегистрированное расстояние — 10 километров (но звук пришел бы оттуда через полминуты), максимальное — 420 (оттуда нормальный
звук прилетел бы через 21 минуту), но, скорее всего, просто не долетел, ослабев.
В числе звуков, издаваемых электрофонными болидами, — похожие на шипение струи газа, на кипение воды, не быстрый полет птицы, на скрип, хруст, вой и на многое иное. Автору этих строк, много лет жившему в Исилькуле, довелось там также слышать странные голоса
болидов. Звук одного напоминал мяуканье с металлическим тембром (этот болид, судя по всему, летел чрезвычайно далеко). В другой раз прямо над головой раздался треск — он и привлек внимание к падающей звезде
, быстро прошедшей как раз через зенит. Другие наблюдатели также отмечали, что услышали сначала звук, а уж затем, повернувшись в его сторону, увидели яркий метеор. Иногда звук возникал еще до возгорания
метеора.
Имеется сообщение о том, что синхронный с полетом болида свист слышали, в отличие от взрослых, только дети (1950 год, Миссури, США). Бывает и такое: среди группы людей часть слышит звуки (и описывают их по-разному), для остальных же болид бесшумен. Например, 6 февраля 1934 года в Германии: 10 человек из 25 слышали свистящие и гудящие шорохи
или же 7 апреля 1978 года в Австралии, когда лишь третья часть опрошенных показала, что слышала различные звуки одновременно с полетом очень яркого болида.
Загадка электрофонных болидов еще не разгадана. Отмечено, что большинство их двигалось под большим углом к магнитным силовым линиям Земли. Некоторые специалисты полагают, что виною
всему — электромагнитные волны, излучаемые со скоростью света, а уши некоторых людей (кстати, очень сложный и тонкий биологический аппарат) каким-то образом преобразуют электромагнитные колебания Б звуки, различные у разных людей, для других же — недосягаемые. Есть и другие гипотезы: электростатическая — колебания электроразряда между болидом и Землей, ультракоротковолновая, плазменная и многие иные. Не исключено, что это проявление еще неизвестной нам энергии или излучений, возможно, очень важных для человечества.
Полет болида — явление непредсказуемое, и организовать постоянное дежурство специалистов практически невозможно, как невозможно заранее подготовиться к наблюдениям шаровой молнии. Поэтому крайне важны свидетельства очевидцев новых электрофонных болидов с указанием пункта, времени, видимой высоты над горизонтом (например, в пядях вытянутой руки), направления и продолжительности полета, яркости, внешнего вида болида, с подробным описанием звуковых явлений.
Чаще всего свидетелями полета болидов (и многих других небесных явлений) становятся жители сельской местности: здесь не мешают дымка, высокие здания, городской шум.
Не менее важны свидетельства о виденных и слышанных
болидах прошлых лет. Поэтому обращаемся к читателям: вы очень поможете науке, если сообщите о своих наблюдениях автору этих строк по адресу: 633128, п. Краснообск Новосибирской области.
В. Гребенников,
действительный член Всесоюзного астрономо-геодезического общества АН СССР.