В заказнике совхоза «Лесной». В.С. Гребенников. Знамя (Исилькульский р-н, Омской обл.), 10.08.1978

В заказнике совхоза Лесной

— Да сколько же тут бабочек! — не удержался от восклицания мой спутник, главный зоотехник Сибирской опытной станции масличных культур Михаил Михайлович Кирюшин. который давно хотел поглядеть на заказник полезных насекомых. — Лишь в детстве я видел столько живности в травах, да не замечал, как с десятилетиями она почти исчезла из наших колков!

И верно, на золотистых и белых зонтиках борщевиков, дягилей, морковников — буйство жизни. Пестрокрылые шашечницы, оранжевые перламутровки, шелковисто-лазоревые голубянки — на ином соцветии до десятка бабочек! И это не считая многочисленных тахин, наездников, диких пчелок, и других обитателей счастливой луговины, которая вместе с окрестными колками была взята под официальную охрану решениями Исилькульского райисполкома от 10 марта 1971 года и 13 марта 1974 года. Здесь был запрещен проезд транспорта, выпас, скота, сенокошение, сбор ягод и грибов, а совхоз Лесной обнес участок оградой. И в то время, как в других колках природа вела незаметный. но, увы, неравный бой с любителями костров, мотоциклистами, косарями, да и химикатами с соседних полей — здесь, в стране насекомых, начался незаметный сначала, но основательный и нарастающий процесс восстановления природы. Конечно, трудно островку площадью всего в семь гектаров противостоять воздействию окружающей среды, увы, уже сильно измененной человеком с его разнообразной техникой, тем не менее всемогущая Жизнь дала здесь, за легкой проволочной оградой, быстрый и заметный всплеск.

Взять хотя бы такое: за последние 3 — 4 года уровень почв черноземных луговин заказника поднялся на 5 — 7 миллиметров! Вот так везде, где сейчас колосятся хлеба, рождался и накапливался благодатный западносибирский чернозем.

Начали совершаться тут и другие чудеса. Один за другим появлялись те виды мелкой живности, которые считались вымершими в районе, редкие травы. Например, по ним сейчас ползают весьма редкие безвредные кузнечики — восточные пилохвосты, замечательные тем, что, во-первых, они совсем бескрылы, а во-вторых, это только самки (самцов у них нет), размножающиеся так называемыми партеногенетическим, т. е. бесполым путем. Появились очень красивые и полезные жуки-пестряки, истребляющие мелких вредителей, пчелы-антидии — отличные опылители люцерны, за последние десятилетия совсем не встречавшиеся в районе. Что же касается мохнатых трудяг — шмелей, ради которых вначале и был организован заказник, то их племя процветает: на участке за неделю наблюдений было отмечено 11 их видов!

Невдалеке от заказника удалось наблюдать в деталях впечатляющую картину: нападение наездников-ихневмонидов — явных выходцев из заказника — на гусениц лугового мотылька. Несмотря на отчаянные увертки гусениц, крылатые помощники земледельца безошибочно поражали острым как жало яйцекладом гусениц, во множестве расплодившихся на полевых сорняках.

На самом же участке за эти годы сложилось хорошо заметное, здоровое и сложное природное равновесие (правда, иногда тут приходится вырубать подрост осинника, быстро захватывающего поляны), устойчивое к нашествию любого инородного вредителя или сорняка, возможно, очень близкое тому, которое существовало тут до прихода человека. И как доказательство этому — на степных делянах заказника заколыхались, засеребрились на ветру давно забытые многими исилькульцами ковыли...

Ну а дал ли какой деловой прок заказник, кроме чисто познавательного? Ответим сразу: дал, и немалый. Эксперименты по сохранению и усилению шмелиной популяции, проведенные здесь в прошлые годы и продолженные в Новосибирской области, привели к увеличению, к значительному увеличению семенной продуктивности посевного красного клевера. Здесь тоже был организован подобный шмелеград, но рядом с клеверным полем. Урожай семян клевера тут составил при 19 семенах на соцветии 2,3 центнера с гектара, на контрольном же, мало-шмелином поле, при 9 семенах на соцветии было получено всего лишь 1,1 центнера семян с гектара. Закупочная же стоимость семян простого несортового клевера — 500 рублей за центнер. Методику клеверного шмелеводства мы теперь с каждым годом совершенствуем, но хорошо помним, что начиналось все это под Исилькулем.

Немалую роль играют микрозаповедники (их сейчас в стране уже много, исилькульский был первым) в деле экологического воспитания молодежи. Этим летом на участке не раз побывали учащиеся Лесной средней школы под руководством преподавателя биологии Л. В. Богдановой, ночевали там, наблюдали шмелей и других насекомых, их работу на цветках, подправили ограду. Отрадно, что у шестиногого населения насекомограда появились любознательные и активные шефы и охранители. Научную же курацию участка осуществляет институт химизации сельского хозяйства. Вызывает отраду и то, что руководители Исилькульского района очень внимательно отнеслись к проводимой в заказнике работе.

Просьба к посетителям леса: берегите этот маленький кусочек Западной Сибири — плод многолетнего совместного труда людей и природы, ведь научная, познавательная и практическая его ценность возрастает с каждым годом.


В. Гребенников,

научный сотрудник СибНИИХИМа,

Новосибирск.

В заказнике совхоза «Лесной». В.С. Гребенников. Знамя (Исилькульский р-н, Омской обл.), 10.08.1978. Фотокопия