Волшебные ожерелья. В.С. Гребенников. Вечерний Новосибирск, 18.07.1980
окно в природу
Волшебные ожерелья
Утро. Открываю дверь нашей маленькой биостанции — домика, затерявшегося среди старых кряжистых берез и высокого сочного разнотравья, которое в микрозаповеднике под Новосибирском не трогает коса уже несколько лет. Прохладные травы покрыты обильными росами, и взошедшее недавно солнце, пробившись местами сквозь кроны деревьев, искрится-играет в разновеликих росинках, что нависли на листьях, бутонах, стекают по стеблям.
А вот на зубчатых листьях кровохлебки роса осела сплошным нежнейшим пушком, листики сделались словно седые, а капельки так мелки, что видны только в лупу.
Зато через полчаса, когда солнце поднялось чуть выше, произошло чудо. Влажная седина
на листиках кровохлебки исчезла (а может как-то переместилась к краям), и на острые концы каждого зубчика, что по краю листа, теперь насажены круглые шарики, увесистые и прозрачные.
Но уж очень плотными кажутся шарики на зубцах, не похожими на росу. Да и вообще роса ли это? Может, смола какая прозрачная или густой светлый нектар выступает на зубчиках кровохлебки ранними утрами тайно от людей?
Пробую капельку на вкус — вода. Это просто идеальная круглая форма капель, которые не деформирует тончайший конец острия зубчика, создает иллюзию плотного тяжелого материала
. В каждом шарике-линзе четко и перевернуто виден весь кусочек тихого зеленого мира, в который я сейчас осторожно вторгся.
Это было удивительное зрелище — зубчато-фетончатые листья всех растеньиц этого вида, что собрались на росистой поляне, оторочены геометрически ровными рядами — ожерельями крупного бисера, словно выточенного из прозрачнейшего хрусталя!
Через полчаса видение... испарилось. Настал жаркий июльский день, и осталось лишь необыкновенно светлое воспоминание об увиденном маленьком лесном чуде, да этот вот карандашный набросок.
В. Гребенников,
энтомолог.