Новое в живописи — «стереоблок». В.С. Гребенников. Омская правда, 04.11.1975
Новое в живописи — стереоблок
Вот что писая журнал Изобретатель и рационализатор
№ 1 за этот год о разработанном в Исилькуле художником В. С. Гребенниковым новом способе объемной живописи (статья Способом стереоскопических интерпретаций
):
Стереоблоки
В. С. Гребенникова действительно нужно видеть, и цветная фотография на обложке — это только тема, краткий конспект изображенного. Истории живописи, древнейшего из изобразительных искусств, всегда получала толчки от новых способов передачи пространства. Леонардо да Винчи развил учение о линейной и воздушной перспективах — и это на века послужило основой для развития живописи.... Не исключено, что скромный по размерам стереоблок
Гребенникова станет началом нового этапа не только в декоративном искусстве, но и в живописи. Впервые художник может сознательно (после выработки правил и приемов работы) создавать кистью и пером стереоизображения в цвете... Подхвати эту новинку архитекторы и декораторы, и мы увидели бы в общественных зданиях грандиозные, феерические изображения космических далей, планет, жизнь в глубинах океана, разгул могучих стихий... Несомненно, что и кристаллографы, и структурщики, нуждающиеся в изображении очень сложных систем, тоже смогут воспользоваться этим новым способом.
Мы обратились к В. С. Гребенникову с просьбой подробнее рассказать об этой его работе.
Разглядывая как-то в микроскоп блестящие покровы жука, я убедился, что переливчатому своему цвету они обязаны многослойности: под верхними прозрачными слоями хитина просвечивали более глубокие, цветные. Я попытался смоделировать увиденное на стопке стекол, нанося на каждое из них цветные точки. Получилось не совсем то, чего я ожидал, но мелькнула мысль: ведь этим путем можно получать своеобразные, очень красивые объемные изображения разных предметов.
Две-три пробы на случайных стеклышках, отработка основных технических приемов — и вскоре на нескольких отмытых фотопластинках 6×9 возник стереоскопический портрет
амебы, сильно увеличенный: как раз в тот день на столе стоял микроскоп с препаратом из живых микроорганизмов, обитающих в капельке стоячей воды. Внутри прозрачного студенистого тела амебы удалось показать и ядро, и вакуоли, а окружение натурщицы
населить изображениями водорослей, инфузорий и бактерий, находящихся на разной глубине.
Оказалось, что удобнее всего для таких стереоизображений обычная гуашь, наносимая с помощью стального пера — штрихами и точкам, — прямо на стекло. Штрихи эти, естественно, делаются в тех местах каждого стекла, которые соответствуют той или иной части изображения. Уловить и передать их — чисто художественная, скульптурная задача; естественно, нужно хорошо чувствовать форму и лепить
объем внутри стереоблока не послойно, а как бы сразу, постепенно насыщая штрихами все стекла блока и убирая ножичком те штрихи, которые оказались ошибочными. Пачку стекол держу в левой руке, отделяя пальцами тот слой, который нужен, рисую — правой. По уголкам стекол приклеиваю нетолстые прокладки, препятствующие стиранию краски при работе и утолщающие весь блок. Тела очень размытых очертаний (дымы, туманы и пр.) изображаю с помощью ватного тампона, слегка смоченного краской.
Этим способом удается показать и внутреннее строение животных, и взвешенные в пространстве частицы, и небесные тела, атмосферы, взрывы и многое иное. Из какого, скажем, материала, вылепить или вырезать изображение нежной студенистой медузы, размытой тающей струи дыма, морской прозрачной волны? Как получить скульптурный портрет
облака? Новый способ дает возможность легко и красиво справляться с подобными задачами. Впрочем, внутри стереоблока можно лепить
изображения и любых других непрозрачных предметов и фигур. Объем получается вполне натуральным (в отличие от других способов стереовидения, где объемность создается искусственно). Некоторая ступенчатость изображения заметна лишь при заглядывании сбоку и на восприятии нисколько не отражается.
А вот с красками, с цветом в толще стереоблока происходят чудеса: сухие штрихи и мазки гуаши делаются сочными, звонкими, переливчатыми, насыщенная ими объемная среда получается фантастически красивой.
Сочетая истинную глубину стереоблока с условной линейной перспективой, а также с воздушной перспективой (затуманивание
задних планов), удается достичь впечатления чрезвычайной глубины изображенного пространства. Совершенно по-особому смотрятся стереоблоки, заключенные в коробку с окном спереди и скрытой внутри электролампой.
Возможно ли делать большие — в несколько метров — стереоизображения? Да, возможно. Каждое стекло готового маленького стереоблока вставляется в проектор, и мазки увеличенного таким образом изображения проецируются на большой лист бумаги, обводятся, а потом переносятся на наложенное на бумагу стекло — элемент укрупненного
стереоблока, предназначенного для вмонтирования, скажем, в оконный проем.
Интересные контакты установились у нас со стереолабораторией Омского политехнического института, которую возглавляет профессор В. В. Кондашевский, автор перспективных разработок в области экранной стереопроекции, внедряемой сейчас в вузах и школах. В этой лаборатории были сделаны цветные стереоснимки с моих блоков и демонстрировались на стереоэкране в аудитории. Картина получалась очень эффектной.
Кстати, это один из возможных способов тиражирования
стереоблоков. Другой, более простой способ: по однажды сделанному стереохудожником оригиналу в художественной мастерской приготовляются ручные копии: стереоблок разбирается, на каждое его стекло мастер накладывает другое, чистое, и без труда переносит на него нужные штрихи и мазки. К слову сказать, очень популярными стали бы настольные стереосувениры
, если бы в мастерских Художественного фонда наладить их изготовление.
Всего я выполнил около полутора десятков стереоблоков размером до 25 см, в основном на биологическую тематику. Сейчас разрабатываю новые варианты стереоблоков для музея энтомологии СибНИИХима. Круг объектов, интересных для объемных изображений, в нашей научной отрасли достаточно широк — защита растений, зоология, ботаника. Но я постоянно экспериментирую со стереоблоками и в области чистого
искусства. Так, сейчас заканчиваю работу над натюрмортом: в темной комнате на столе горит свеча, рядом недопитый стакан чая, бумаги; в раскрытое окно в комнату издалека влетают, как маленькие ночные эльфы, прозрачные легкокрылые поденки, вьются у пламени...
В. Гребенников,
заведующий энтомологическим музеем СибНИИХима.
От редакции.
Читатели Омской правды
не раз встречали на страницах газеты статьи и рисунки В. С. Гребенникова из Исилькуля. С интереснейшими работами этого энтомолога и анималиста знакомились посетители московской выставки. О находке В. С. Гребенникова — стереоблоке
заинтересованно писала центральная печать.
С горечью приходится констатировать, что поиски и успехи нашего земляка не заинтересовали организацию, которая могла и должна была бы пропагандировать творчество В. С. Гребенникова, — областное управление культуры. В устройстве персональной выставки В. С. Гребенникову было отказано — под тем предлогом, что экспозицию разместить негде и что научные и художественные его находки... к культуре отношения не имеют.
В результате — многие тысячи омичей знакомы с работами своего талантливого земляка лишь понаслышке.