Необыкновенные свойства обыкновенного зеркала. В.С. Гребенников. Вечерний Новосибирск, 07.07.1978, с.3

весьма любопытно

Необыкновенные свойства обыкновенного зеркала

Издавна, кроме всего прочего, я вожусь и с зеркалами — нельзя ли из этих полезных простых вещей извлечь еще что-нибудь интересное художнику, биологу, физику, астроному? И, представьте, иногда везет. Осколочек зеркала (хорошего, ровного и не очень длинной формы, ближе к кругу или квадрату, в поперечнике сантиметр-два), положенный на улице так, чтобы солнечный зайчик от него попал на светлую стену затененного помещения (скажем, через открытое северное окно, а остальные окна завешены) дает отличное — хоть фотографируй — изображение всех фаз (кроме полной) солнечного затмения. Причем диск или серпик Солнца, закрываемого Луной, можно сделать очень большим — с чайное блюдце, если расположить зеркальце метрах в полуста от экрана (конечно, ровно-белого). Можно взять и не осколок, а целое хорошее зеркало — им удобнее навести яркий зайчик; — и пучок лучей, им отраженный, диафрагмировать пластиной с разными дырочками, и тогда добьетесь такого момента, когда изображение будет наиболее четким, не искаженным дифракцией, которая усиливается при уменьшении отверстий, и в то же время достаточно ярким. Этот гелиоскоп дает возможность наблюдать не только затмения, но и крупные солнечные пятна. Только приходится часто подворачивать зеркальце, так как изображение Солнца довольно быстро ползет по экрану вследствие вращения Земли.

Иное применение зеркало нашло у меня в музейном деле, при изготовлении муляжей симметричных биологических объектов: достаточно изготовить лишь половину муляжа, а остальное доделает зеркало. Подробно это описано в 7-м номере журнала Наука и жизнь за 1976 год, в статье Зеркальные муляжи.

А недавно я получил не зеркальное, а истинное, прямое отражение самого себя в зеркале...

Давно меня мучила такая проблема. Почти все художники рисуют и пишут свои автопортреты (и я тоже не раз этим грешил), но у всех, как правило, получается зеркальное изображение — и волосы зачесаны в другую сторону, и кисть не в правой, а в левой руке, и вообще лицо не совсем похоже на прообраз — как говорят, Федот, да не тот. Но ведь иначе и быть не может: понаблюдайте за своими домочадцами через ручное зеркало — и вы убедитесь, что лица, да и действия, во многом не такие, как вы привыкли видеть. Это и понятно: абсолютно симметричных голов и лиц не бывает. Так что художники всех эпох, хоть и знают об этом, а скрепя сердце вынуждены изображать себя перевернутыми — разве что переложат на портрете кисть или, скажем, гитару в другую руку...

Предлагаю свое зеркало прямого отражения — в первую очередь для художников-автопортретистов. Сделать это проще простого. А сначала можно смоделировать его на простом трельяже, используя центральное его зеркало и лишь одно из боковых.

Повернем боковое зеркало трельяжа под прямым углом к центральному и глянем на себя в том направлении, где вершина этого прямого угла. Легкими поворотами подправим боковое зеркало так, чтобы левая половина вашего отражения (отражения двойного, значит — прямого!) поточнее подогналась к правой. Вот, собственно, и все — разве что несколько мешает щель, где расположены шарниры трельяжа. Смотритесь на себя сколько угодно: вот такой вы и есть на самом деле, в жизни, а не в зеркале... Попробуйте коснуться правого глаза — а ваш двойник будет трогать не левый, как полагается ему в добропорядочном старом зеркале, а... правый глаз. Причем взгляд отразившегося я будет направлен не куда-то в сторону, а прямо вам в глаза.

Какое-то время вы будете испытывать неудобство от непривычного поведения вашего двойника, во многом нарушится координация движений. Например, глядя в двульяж, попробуйте быстро взять правой рукой свое левое ухо! Но когда это пройдет, берите холст, краски — и пишите свой доподлинный (а не зеркальный, как раньше) автопортрет. А сомневающихся в волшебных свойствах нового зеркала разубедите так: пусть рассмотрят в зеркало любой текст, и он будем прямым, доступным чтению.

Зеркало прямого вида неожиданно для меня продемонстрировало еще одно, совсем уж сногсшибательное свойство. Ходите по комнате, бегайте — ваше изображение никогда не выйдет из зеркала. Потрясающая возможность корректировать свою походку, следить за своей фигурой и статью во время ходьбы и бега!

Не хранит ли еще нераскрытые тайны чудесное стекло, посеребренное с одной стороны — простое зеркало!

В. Гребенников.

Необыкновенные свойства обыкновенного зеркала. В.С. Гребенников. Вечерний Новосибирск, 07.07.1978, с.3. Фотокопия