Запечатленная природа. В.С. Гребенников. Наука и жизнь, 1976, №7, с.153-156

Запечатленная природа

Наука и жизнь
музей

Создание музея родной природы своими руками — дело достаточно сложное, особенно если нет квалифицированных специалистов и негде получить компетентную консультацию. Трудно сделать чучело птицы или зверя, чтобы оно выглядело как живое. Местные растения собрать несложно, но сделать из них гербарий и сохранить его на долгие годы — почти искусство. То же самое можно сказать о коллекциях рыб, насекомых, рептилий... Чего греха таить, многие музеи родной природы, как две капли воды, похожи друг на друга. Те же облезлые чучела, лишь отдаленно напоминающие живых животных, те же пыльные листы гербария с поблекшими, словно отутюженными растениями, те же длинные строчки едва различимых насекомых, те же белесые обитатели вод в пробирках...

И долгие годы ничего не менялось — ведь техника создания музейных экспонатов разрабатывалась специалистами и предназначена только для специалистов. А для ученых экспонат не зрелище, а лишь набор признаков, по которым можно отличить один экземпляр от другого. И когда появлялся талантливый музейный работник-художник, почти всегда появлялся и его музей. Так, в нашей стране известны, например, музей Заславского в Ленинграде и музеи Ватагина в Москве.

В течение последних лет в Москве, Ленинграде, Омске и других городах демонстрировалась выставка В. С. Гребенникова — несколько десятков экспонатов совершенно необычных. Здесь были и керамические плитки с яркими, выдавленными бабочками, отчеканенные в металле жуки, метровые цветные портреты насекомых, вдоль стен висели барельефы самых обычных растений; в небольших витринах — объемные картины: подводная жизнь, разрез цветка, летящая муха, инфузории...

Гребенников поломал традиционные рамки изготовления музейных экспонатов, предложив свой широкий набор методик. Некоторые из них относительно просты. И, воспользовавшись ими, музеи родной природы смогут пополнить новыми экспонатами краеведы, агрономы, лесники, преподаватели, школьники и каждый любитель природы.

Слепки-барельефы

Сам Виктор Степанович называет этот метод слепками. Необходимые материалы — пластилин и гипс.

Изготовление достаточно просто. К размягченной пластилиновой пластинке (см. рис. на стр. 154) прикладывается растение (1) и прижимается (2). При этом на пластилине отпечатываются все мельчайшие подробности строения растений: волоски, устьица, жилки.

Следующий этап — приготовление формы. Для этого оттиск обкладывается пластилиновыми колбасками или в него втыкаются картонные пластинки.

Следующий этап — заливка гипса. Гипс, разведенный водой до консистенции сметаны, заливается нетолстым слоем в формовочное корытце (3). Чтобы пузырьки воздуха не застряли в углублениях, первый, тонкий слой гипса энергично гоняется мягкой кисточкой по дну формы. Через некоторое время гипс доливают до краев формы. Если предполагается получить большой слепок, то хорошо внутрь положить каркас — алюминиевую проволоку (4).

Когда гипс окончательно отвердеет — минут через двадцать,— весь комплект нужно опустить в таз с горячей водой. Через несколько минут пластилиновая форма легко снимается (5). Получается готовый слепок.

Следующий этап — раскраска. Лучше всего раскрашивать гипс акварельными красками, положив рядом натуру (6).


Отпечаток растения на пластилине — негатив.


Если нужно сделать слепок цветка, например, тюльпана, его предварительно надо загипсовать. Первый и второй слои гипса внутри цветка наносятся кисточкой, а когда гипс застынет, цветок доливают до краев. Теперь он, не оминаясь, входит в пластилин (7).

Слепок внутренней части цветка делается аналогично. Только гипс наносится сверху (8).


Готовые отпечатки на гипсе — позитивы.

Объемные блоки

Блоки — стопка стекол с прокладками. На каждом стеклышке нарисована часть изображения так, что в собранном виде получается объемная картина. Темы могут быть любые: от строения инфузорий до лунных ландшафтов.

Например, рассчитанный на один цвет натюрморт Стакан чая.

Возьмите четыре отмытые фотопластинки (6×9 см) и разрежьте их пополам. Положите их на стр. 155 и скопируйте рисунки отдельных элементов. Гуашь или акварель наносить лучше всего обыкновенным стальным пером или тонкой кисточкой. По углам стекол приклейте прокладки — кусочки спичек. Теперь надо собрать стереоблок. Лишние штрихи надо осторожно соскоблить ножом или бритвой. Затем смажьте клеем прокладки и соберите стереоблок окончательно.

Высота прокладок зависит от толщины стекол. Поэтому, если вы возьмете оконные стекла, то прокладки надо взять потоньше.

Точно таким же методом можно создавать стереовитрины и витражи.


Натюрморт Стакан чая.


Восемь отдельных картинок на стекле — основа для объемного блока.

Муравейник в комнате

Держать в доме для изучения можно многих насекомых. Проще всего — древесных муравьев. На фотографии живой экспонат — часть семьи черных муравьев-древоточцев. Для этого в эмалированный таз насыпается лесная подстилка и ставится стеклянная банка. На нее — часть трухлявого пня. Пень надо подготовить заранее, наклеив на него в нескольких местах смотровые площадки и пару путеводов вниз. Чтобы ваши питомцы не разбежались, края таза надо посыпать тальком и время от времени добавлять его. На верхней смотровой площадке лежит стеклышко с кормом. Очень много интересного можно увидеть, наблюдая за жизнью муравьев, живущих в вашем домашнем муравейнике.


Искусственный муравейник.

Зеркальные муляжи

Из экрана, вылезая из кадра крыльями, видна увеличенная в тридцать раз модель мухи-журчалки. Это стереозеркальный муляж. Рядом, в пробирке — натурщицы (рис. слева).

Любой объект, обладающий двусторонней симметрией, можно изобразить подобным образом.

На нижнем рисунке — разрез муляжа. Левая половинка туловища мухи вылеплена из пластилина, в нужных местах воткнуты щетинки из волоса, к голове приделан левый усик. Крыло вырезано из прозрачной пленки. Жилки точно нарисованы с фильмоскопа (можно использовать фотоувеличитель). Три левых ноги изображены на стеклах гуашью. Вся правая часть мухи отражена зеркалом. Выявился неожиданно эффект: в размахе крыльев насекомое оказалось больше коробки, в которую оно заключено.


Общий вид летящей мухи и раскрытие секрета микротелевизора.


Литература:

В. Гребенников. Миллион загадок. Наука и жизнь № 12, 1971 г.

В. Гребенников. Мои шмели. Наука и жизнь № 4, 1972 г.

В. Гребенников. Встречи с бронзовками. Наука и жизнь № 9, 1973 г.