Натуралист с мольбертом. В. Симаков. Советский Союз, 1975, №10, с.32-33
На снимках — некоторые из работ В. Гребенникова. Серия слепков (вверху) изображает фрагменты живых растений — цветки медопыльценосов Западной Сибири в апреле — мае. Акварели из цикла Обитатели энтомологических заповедников
: оса-одинер, муравей-древоточец, оса-хризида, трубковерт-ринхит. Справа — фантастическая композиция Монады
. Стереоблок собран В. Гребенниковым из двенадцати стекол, на каждом красками написана лишь часть рисунка, создается эффект глубины пространства.
Натуралист с мольбертом
Читатель видит здесь портреты
только четырех насекомых из миллиона видов, известных науке. Мы взяли их с выставки художника В. Гребенникова, прошедшей в Москве.
Прежде чем говорить о представленных здесь работах Виктора Гребенникова, хочется сказать несколько слов о нем самом. Если на вопрос, кто он, мы ответим — просто художник, это будет только частью правды. С таким же правом можно сказать, что Гребенников — ученый, педагог, музейный работник, писатель... Тринадцать лет назад в небольшом сибирском городе Исилькуль, где он живет, Гребенников организовал детскую художественную школу, был в ней директором и преподавателем; писал портреты, пейзажи... Но особое призвание было написано ему на роду и, наконец, всецело овладело им — это была энтомология, наука о насекомых.
Именно насекомых он изображает прежде всего и лучше всего — издательства и редакции ценят его как иллюстратора научных и популярных книг. О насекомых он сам пишет очерки, издал и книгу. О насекомых — его научные работы (их около 40), ибо Гребенников теперь сотрудник исследовательского института; его опыты по одомашниванию шмелей получили высокую оценку специалистов. Он инициатор создания первых в СССР энтомологических заповедников. Его просят организовать энтомологические экспозиции и целые музеи, и это он умеет делать мастерски.
Художников-анималистов немного: совмещение в одном лице отличного рисовальщика и ученого, знатока анатомии и повадок животных встретишь нечасто. Рисунки, скульптуры, даже муляжи Гребенникова обладают двойным достоинством; это одновременно и научно точные наглядные пособия и произведения искусства. Он использует металл, стекло, пластмассы. Придумывает способ стереоскопической живописи-особого рода стеклянные стереоблоки. У него поистине золотые руки.
Недавняя выставка его работ в Зоологическом музее Московского университета имела, я бы сказал, значение открытия. Открытия для зрителей.
Ведь, честно говоря, нам, неестествоиспытателям, мало знаком мир насекомых. Мир разнообразный (миллион видов!) и многочисленный (по скромному подсчету, на каждого человека приходится 250 миллионов всевозможных насекомых). Мир, далеко еще не полностью известный даже науке (ежегодно описывается до десяти тысяч новых видов). Мир созданий, которые и в жизни людей значат очень много.
Художник-натуралист Виктор Гребенников дает нам возможность разглядеть существа из этого мира во всех подробностях, оценить их целесообразное устройство и даже изящество. Он приобщает к тайнам, которые пока ускользали от нашего внимания.
Успех выставки Гребенникова я бы отнес к тому же роду фактов, что и высокий спрос на популярную литературу о природе. Не секрет, что книги И. Акимушкина, И. Халифмана, Н. Плавильщикова, а также переводы Фабра, Карла Фриша, Ричарда Хедстрома — популяризаторов естествознания — распродаются мгновенно. Такой интерес к естественнонаучным знаниям, вероятно, отвечает глубоким, существенным потребностям человека и всего общества, которое нуждается в решении проблемы: как человеку жить в гармонии с природой.
В. Симаков.