Целый мир входящему! Н. Зубрицкая. Советская Сибирь (Новосибирск), 15.11.1995, №217 (22579), с.1
Целый мир входящему!
Репортаж
У эколого-эстетической студии школьников, которую в Краснообске, под Новосибирском, ведет В. С. Гребенников, состоялось новоселье. Событие неординарное, ведь удобную для занятий крышу
обрел целый ребячий миниуниверситет.
Бывшее их помещение напоминало кладовую, где было трудно даже присесть для работы. Но и там жил дух красоты, который не навязчиво и неуклонно привносит всюду маэстро
, со шкиперской
, характерной бородкой и высоким лбом мудреца, в картины, научные работы, в заповедники энтомофауны, в свои удивительные книги. Высоко, под потолком, находились там портреты всех студийцев, с любовью писанные его рукой. Как будто уже этим хотел он поднять ребятишек над житейским хламом и темнотою.
В большеоконном зальце, на новом месте, удалось разместить астрономические и другие приборы, назначение которых ввиду их уникальности стороннему человеку понять трудно, и груду костей доисторических животных, Среди этого богатства, расцвеченного красками ребячьих картин, этюдов, скульптур, за самоваром отметили подростки, родители, гости новоселье и четырехлетие студии. Папы и мамы не смогли обойтись без горячих речей, в которых старались пояснить своим чадам главное: Вам пока трудно оценить, с кем свела вас судьба! Виктор Степанович воспитывает экочеловека...
.
Насте Руденко крепко запомнилось, как ее мама, Галина Васильевна, обычно мягкая к дочке, после пропуска занятий сказала непривычно жестко: Коли повезло тебе встретить учителя с большой буквы , будь добра, дорожи каждым часом общения с ним
. Галина Васильевна сама преподает экологию в школе, поэтому зерна падают на удобренную почву. Настя, как умелый экскурсовод, показала нам студийную выставку, разместившуюся не только в коридоре на стендах, но и на потолке их новой комнаты. Самые первые работы можно назвать символическими. Вот скульптурная муравьиная тропа: трудяги муравьи, величиной с ребячий ботинок, строят себе новое общежитие. А это робкие рисунки, изображающие увиденный каждым по-своему рог изобилия. Становясь творцами, они действительно получают рог изобилия
.
Возможно, школьники и впрямь недооценивают то, что учит их энтомолог с мировым именем, автор десятка научно-популярны х книг, создатель музея и сферорамы Степь реликтовая
, которые стремятся увидеть заморские гости как ценности не только областного, но и отечественного масштаба. Но не всегда это понимают и взрослые. Было время, запретить хотели заниматься с ребятами, потому что он букашек под микроскопом рисует
. Изображение мелюзги
считалось противным искусством. Сейчас таких грубых нападок нет, но ведь и помощи нет никакой. Новое помещение в СО РАСХН ребятишки захватили штурмом
, а уж после этого им его дали на время. Из-за материальных проблем приостановились занятия во взрослой студии, организованной В. С. Гребенниковым (автор репортажа сподобилась быть в ней короткое время). Из моих записей, сделанных на одном уроке живописи для взрослых:
Не разделяю макро- и микро космос, для меня это все единое
.
Человеческое существо бегательное, а не ходильное. Руки требуют работы, без нее отмирают нервные клетки мозга. Ноги должны бегать. Без этого голова профессора Доуэля долго мудрой не будет...
.
Наши отдаленные предки, еще в шерсти ходящие, чувствовали потребность в искусстве. Иначе природа дала бы нам узкий цветовой диапазон — от фиолетового до красного. А у нас есть и голубой...
.
У меня культ ритма — в природе что-то такое есть...
.
Бездуховность вообще — антисостояние
.
У него множество учеников (даже в застенках сталинского ГУЛАГа, куда попал молодым, они были). Выросшие, остепененные
, не хотят уходить из его класса
. Он сам верен каждому. Живет на свете целая гребенниковская экореспублика
— надежно огороженный заповедник очеловеченных душ.
Н. Зубрицкая.
На снимке: в новоселье снялись на память (в нижнем ряду В. С. Гребенников с внуком Борей).
Фото С. Инкижиновой.