Вы еще не видели себя в зеркале. В.С. Гребенников. Изобретатель и рационализатор, 1980, №1, с.18-20

ВЫ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛИ СЕБЯ В ЗЕРКАЛЕ

По роду своей работы я имею дело с зеркалами, о чем писал в ИРе, 8, 75. И каждый раз думаю: а нельзя ли из них извлечь еще что-нибудь интересное художнику, биологу, физику, астроному? Представьте, иногда везет. Осколок зеркала — хороший, ровный, не очень удлиненный, ближе к кругу или квадрату, в поперечнике сантиметр-два,— положенный перед домом так, чтобы солнечный зайчик от него попал с улицы сквозь окно на светлую стену затененного помещения (скажем, сквозь открытое северное окно, остальные окна при этом должны быть завешены), дает отличное — хоть фотографируй! — изображение всех фаз солнечного затмения, кроме полной. Причем на экране диск или серп Солнца, закрываемого Луной, можно сделать очень большим, с чайное блюдце, если расположить зеркало метрах в полустах от экрана, конечно ровно-белого. Если же взять не осколок, а целое зеркало, и пучок отраженных им лучей диафрагмировать пластиной с отверстиями разного диаметра, можно получить очень четкое и яркое изображение, не искаженное дифракцией. Такой гелиоскоп помогает наблюдать не только затмения, но и крупные солнечные пятна. Только приходится то и дело передвигать зеркало, так как изображение Солнца довольно быстро ползет по экрану.

Еще одно применение зеркало нашло у меня в музейном деле, при изготовлении муляжей симметричных биологических объектов: достаточно изготовить лишь половину муляжа, вторую половину сделает зеркало. Об этом я тоже писал в ИРе.

А недавно я получил не зеркальное, а истинное, т. е. прямое отражение самого себя в зеркале...

Зачем это нужно? А вот зачем. Почти все художники, и я в том числе, рисуют и пишут автопортреты. И у всех, как правило, получается зеркальное изображение: и волосы зачесаны не в ту сторону, и кисть художник держит не в правой, а в левой руке, и лицо его не совсем похоже на прообраз. Иначе и быть не может. Понаблюдайте за своими домочадцами в ручное зеркало — и вы убедитесь, что лица, да и действия, во многом не такие, какими вы их привыкли видеть, потому что абсолютно симметричных лиц не бывает. Нехорошо изображать себя перевернутым, но сделать, считалось, ничего нельзя было.

Оказывается, можно! Предлагаю для этого свое зеркало прямого отражения. Изготовить его проще простого, a чтобы сразу почувствовать эффект, смоделируйте такое зеркало хотя бы на трельяже, на центральном зеркале и одном из боковых.

Поставьте боковое зеркало под прямым углом к центральному и взгляните на свое отражение в углу зеркал. Слегка подправьте боковое зеркало так, чтобы левая половина вашего отражения точнее подогналась к правой. Вот, собственно, и все — разве что несколько мешает щель между зеркалами. Смотрите на себя: вот такой вы и есть на самом деле, в жизни... Попробуйте коснуться правого глаза — и ваш двойник дотронется не до левого, как полагается ему в обычном зеркале, а до правого глаза.

Какое-то время вы будете испытывать неудобство от непривычного поведения вашего двойника, у вас нарушится координация некоторых движений. Например, глядя в двульяж, попробуйте быстро схватить правой рукой свое левое ухо — это окажется не так-то просто! Но когда это пройдет, берите холст, краски — и пишите свой доподлинный автопортрет, а не зеркальный, как раньше. Сомневающимся в свойствах нового зеркала предложите рассмотреть в нем какой-нибудь текст: он будет прямым, доступным для чтения.

Очень хорошее зеркало прямого вида получается из боковых зеркал трельяжа. У них тщательно обработаны кромки и фаски, поэтому щель между соединенными боковинами почти не заметна.

А если ваша жена не позволит вам курочить трельяж, попробуйте предъявить ей еще один сильный козырь, мне он открылся уже совсем неожиданно. Вот он: зеркало прямого отражения можно поставить так, что, ходите потом по комнате, бегайте, ваше изображение никогда из него не выйдет. Потрясающая возможность корректировать свою походку, следить за своей фигурой и статью во время ходьбы и бега. Уж это-то свойство любая женщина оценит по достоинству!

Вполне допускаю, что все здесь рассказанное давно знают специалисты. Тогда пусть я просто пропагандирую полезные оптические чудеса. Во всяком случае, я расспросил множество знакомых художников, физиков, инженеров — известно ли им что-либо о зеркале прямого отражения? Нет, никому из них оно не было известно.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

художник-анималист

Новосибирск