02.01.2019
Предыдущая версия.
Зеркало.

Голос болида. В.С. Гребенников. Советская Сибирь, 23.08.1983

Скан/Scan

ВЕСЬМА ЛЮБОПЫТНО

ГОЛОС БОЛИДА

1 октября 1950 года в 18 часов 49 минут жители Венгерово и ближних к нему пунктов были свидетелями редкого явления: в небе появился болид (очень крупный, яркий метеор).

Пролетев восемь секунд, он достиг земли, после чего послышался гул и так называемые клевки — удары небесных камней о поверхность земли. По направлению дымного следа и этих звуков были найдены части метеорита, расколовшегося еще в воздухе. Явление это, замечательное само по себе, хранит, однако, до сих пор одну тайну, как хранят ее многие другие болиды, вторгшиеся в земную атмосферу: свидетели их полета нередко слышат шипение или треск задолго до падения и следующего за ним грохота — когда метеор еще только появился высоко в небе.

Звук в атмосфере летит со скоростью 330 метров в секунду — как же можно уловить голос болида, когда он еще очень далеко? Тем не менее многие очевидцы не только метеоритного дождя Венгерово, но и знаменитых Тунгусского и Сихотэ-Алиньского метеоритов (1908 и 1947 годы) утверждают, что сначала услышали звуки.

В каталоге известного советского астрофизика И. С. Астаповича собраны свидетельства, включая его собственные наблюдения, о полете 163 болидов с такими аномальными звуками, одновременными с их полетом.

Так, в селе Кузнецово Татарского района нашей области 26 мая 1933 года во время полета болида слышалось жужжание, а 20 мая 1936 года жители деревни Чуваши Северного района слышали шум, как от ветра именно во время полета болида. 23 ноября 1926 года над Новосибирском летел шарообразный золотистый болид, сопровождаемый шипением.

Известный сибирский ученый П. Л. Драверт, также неоднократно наблюдавший странные голосистые метеоры и собравший немало других свидетельств о них, дал в 1940 году название этому феномену — электрофонные болиды. Оно было сразу принято учеными, и сейчас астрофизики всего мира употребляют этот термин сибиряка в отношении такого рода явлений.

В числе звуков, издаваемых электрофонными болидами — похожие на шипение струи газа, на кипение воды, на быстрый полет птицы, на скрип, хруст, вой и многое иное. Автору этих строк также довелось слышать странные голоса болидов: звук одного напоминал мяуканье с металлическим тембром (этот болид, судя по всему, летел чрезвычайно далеко); в другой раз прямо над головой раздался треск — он и привлек внимание к падающей звезде, быстро прошедшей как раз через зенит. Другие наблюдатели также отмечали, что услышали сначала звук, а уж затем, повернувшись в его сторону, увидели яркий метеор; иногда даже звук возникал еще до возгорания метеора.

Имеется сообщение о том, что синхронный с полетом болида свист слышали, в отличие от взрослых, только дети (1950 год, Миссури, США). Бывает и такое: среди группы часть людей слышит звуки (и описывает их по-разному), для остальных же болид бесшумен. Например, 6 февраля 1934 года в Германии: 10 человек из 25 слышали свистящие и гудящие шорохи.

Загадка электрофонных болидов пока не разгадана. Отмечено, что большинство их двигалось под большим углом к магнитным силовым полям Земли. Некоторые специалисты полагают, что виною всему — электромагнитные волны, излучаемые со скоростью света, а уши некоторых людей (кстати, очень сложный и тонкий биологический аппарат) каким-то образом превращают электромагнитные колебания в звуки, различные у разных лиц, для других же — недосягаемые. Есть и другие гипотезы: электростатическая — колебания электроразряда между болидом и Землей, ультракоротковолновая, плазменная и многие иные. Не исключено, что это — проявления неизвестной еще энергии или излучений, возможно, очень нужных для человечества.

Полет болида — явление непредсказуемое и организовать постоянное дежурство групп специалистов практически невозможно, как и невозможно заранее подготовиться к наблюдениям другой загадки природы — шаровой молнии. Поэтому крайне важны наблюдения очевидцев новых электрофонных болидов, с указанием пункта, времени, видимой высоты над горизонтом, направления и продолжительности полета, яркости, внешнего вида болида, с подробным описанием звуковых явлений.

Поэтому обращаемся к читателям: вы очень поможете своими сведениями, если свяжетесь с автором по адресу: 633128, Новосибирск, СО ВАСХНИЛ, а/я 98.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

действительный член Всесоюзного астрономо-геодезического общества АН СССР.