02.01.2019
Предыдущая версия.
Зеркало.

Рисунок становится объемным. В.С. Гребенников. Знамя (Исилькульский р-н, Омской обл.), 14.06.1975

Скан/Scan

Рисунок становится объемным

Такое можно увидеть только в стереокино. Чудо-человек создал чудо, Особенно хороши объемная графика и живопись, Нужна школа, что. бы это мастерство передалось энтузиастам, — подобных записей немало в книгах отзывов выставки произведений нашего земляка-исилькульца, художника и биолога В. С. Гребенникова. Выставка проходит в Москве уже более трех месяцев и заслужила ряд восторженных рецензий центральной печати.


Мы попросили автора выставки рассказать об одном из ее разделов — так называемых стереоблоках.

В научной, учебной и музейной работе сплошь и рядом необходимы не плоские, а объемные изображения живых и неживых объектов — слепки, муляжи, макеты. Необычайно широк диапазон применения чистой и прикладной скульптуры всех видов и форм. Но из чего вырезать похожее изображение, скажем, нежной студенистой медузы, размытой, тающей струи дыма? Из какого такого материала вылепить скульптурный портрет пушистого легкого облака или, допустим, взрыва бомбы?

Задача трехмерного (объемного) изображения таких и многих других объектов и явлении была решена косвенным способом, оказавшимся куда проще, а в ряде случаев и эффективнее обычных муляжей и скульптур. Последовательные слои объекта, служащего натурой, особыми приемами рисуются или пишутся красками на отдельных стеклянных пластинах, собранных затем пачкой, и получается единое, целостное, толстое изображение.

Помимо глубины пространства, прозрачности и возможности легко начинять внутренностями изображение любого объекта, в стереоблоках (так мы назвали этот способ) возникли неожиданные оптические эффекты и иллюзии, делающие изображение чрезвычайно своеобразным и красивым.

Новая техника эффектно и правдиво передает не только внешний вид и внутреннее строение полупрозрачных организмов, но и модели атмосферы, облаков, туманов, силовых полей, микроструктур — любые объемные схемы. Стереоблоки послужат не только для науки: овладевший этой в общем-то нехитрой техникой, художник может делать объемные рисунки, наброски и этюды разного содержания и стиля, натюрморты, пейзажи, у которых штрихи и мазки висят в воздухе, эффектно моделируя формы деталей и пространства. Первая серия стереоблоков, изготовленная в Исилькуле и изображающая увеличенных мелких животных, цветки растений, фантастические композиции, демонстрируется сейчас на выставке в Московском зоомузее.

В. ГРЕБЕННИКОВ,

художник-анималист,

научный сотрудник СибНИИХИМа.


На снимке: самый первый стереоблок работы автора — амеба среди планктона. Стекло, гуашь.


Фото Е. Крутоголова.

Редактор Н. И. РАДУЛ.